С нaчaлa кaрaнтинa БДТ им. Тoвстoнoгoвa сoздaл oнлaйн-плaтфoрму «БДТ Digital», кoтoрaя стaлa пристaнищeм для смeлoгo экспeримeнтa. Кaк рaсскaзывaют сoздaтeли спeктaкля, рeжиссeр Эдуaрд Зaкaрян и aрxитeктoр прoeктa Aндрeй Вoрoнoв, идeя вoзниклa спoнтaннo. Эдуaрд прeдлoжил группe знaкoмыx геймеров-подростков построить копию здания театра в игре. А раз появилась виртуальная сцена, почему бы не играть на ней виртуальные спектакли?
Выбор пьесы не случаен. Поскольку основная аудитория Minecraft – школьники 12-15 лет, то материал надо было брать понятный. Что сейчас проходят на уроках литературы и что можно легко визуализировать даже при помощи квадратной графики? Решено, Антон Павлович Чехов «Вишневый сад».
«В этой пьесе хорошо показан процесс разрушения старого. Уже в процессе родилась идея: во время спектакля на заднем плане старый сад и дом должны разрушиться, а на их месте — появиться новые», – рассказывает Закарян.
В спектакле участвуют 5 персонажей. Из них 4 артиста БДТ Виктор Княжев, Ирина Патракова, Максим Бравцов и Алексей Фурманов в реальном времени озвучивают Раневскую, Лопахина, Гаева и рассказчика, который передает зрителям основные моменты сюжета. А роль слуги Фирса «играет» зомби-бот, который молча и хаотично передвигается по сцене.
Попасть в цифровой театр можно двумя способами – зайти на специальный сервер игры или открыть трансляцию в интернете. Первый вариант, к сожалению, доступен только для 90 первых зарегистрировавшихся игроков, у которых есть лицензионная версия Minecraft, а второй подходит для всех остальных.
Виртуальный «Вишневый сад» начинается с прогулки по театру. С первым звонком зритель от первого лица осматривает знаменитое здание на набережной Фонтанки, в быстром темпе прогуливается по просторному фойе, гардеробным, поднимается по парадной лестнице и заходит в зал, точь-в-точь как в настоящем БДТ. После третьего звонка даже звучит традиционная просьба выключить телефоны, в зале появляются маленькие юзерпики (индивидуальные картинки с именами. – И.Н.) игроков и открывается занавес.
Для тех, кто первый раз попадает во вселенную Minecraft, происходящее кажется сюром.
– Здрасьте, – говорит Леонид Андреевич Гаев.
– Забор покрасьте, – слету парирует рассказчик и продолжает вводить зрителей в курс дела.
Герои говорят на сленге, действие пьесы Антона Павловича ускорено в десятки раз, да и графика у геймерского хита вопреки возможным ожиданиям далеко не лучшая. Но если отбросить предрассудки, можно получить наслаждение даже от такого спектакля.
Андрею Воронову пришлось самому поиграть в Minecraft трое суток, чтобы понять механику игры. Зато в итоге, каждую секунду там что-то происходило: бились стекла старой усадьбы, вырубался вишневый сад и возводились новые постройки.
Изначально режиссер боялся, что зрители не воспримут постановку. По словам Закаряна, основная идея спектакля — передать школьникам, играющим в Minecraft, содержание и смыл пьесы на понятном им языке. «У многих сама школа вызывает, к сожалению, негативные ассоциации. Поэтому важно, чтобы игровые платформы для школьников выполняли образовательную функцию», – говорит режиссер.
И это сработало. Под конец спектакля сотни игроков вскрыли сервер игры и прорвались в зал, где виртуальный артисты с квадратными головами сгибались в поклонах. А после трансляции Виктор Княжев, чей голос говорил за рассказчика, признался, что юные зрители захотели продолжения. «Мне начали писать, чтобы я озвучил еще какие-нибудь рассказы. Ребята заинтересовались. Значит, как минимум часть того, что мы задумали, у нас получилось».
В прямом эфире трансляцию смотрели 300 человек, а саму запись Вконтакте – более 200 тысяч. Конечно, не обошлось и без негативных отзывов: «это глумление над классикой», «Чехов перевернулся в гробу», «зачем детей учить плохому». Но создатели не намерены останавливаться. Авторы уже утвердили и написали сценарии для серии таких постановок произведений из школьной программы в Minecraft. Каких именно — пока не сообщается.