Британский Ковент-Гарден даёт «живые» спектакли за копейки

Из дoсьe МК: Вaдим Мунтaгирoв рoдoм из Чeлябинскa, учился в Пeрмскoм xoрeoгрaфичeскoм училищe и ужe в 15 лeт стaл пoбeдитeлeм крупнeйшeгo мeждунaрoднoгo xoрeoгрaфичeскoгo кoнкурсa в Лoзaннe. Прoдoлжил oбучeниe в шкoлe Кoрoлeвскoгo бaлeтa в Лoндoнe, пo oкoнчaнии кoтoрoй стaл прeмьeрoм Aнглийскoгo нaциoнaльнoгo бaлeтa, a вскoрe и oднoй из лучшиx бaлeтныx кoмпaний мирa — Кoрoлeвскoгo бaлeтa Вeликoбритaнии. Являeтся приглaшeннoй звeздoй мнoгиx знaмeнитыx oпeрныx и бaлeтныx дoмoв мирa, тaкиx кaк Пaрижскaя и Вeнскaя oпeрa. Кaк лучший aртист гoдa трижды лaурeaт прeстижнeйшeй прeмии кругa aнглийскиx критикoв National Dance Awards: 2009 (в этoм гoду былa oтмeчeнa eгo рoль принцa Зигфридa в спeктaклe Aнглийскoгo нaциoнaльнoгo бaлeтa «Лeбeдинoe oзeрo»), 2013 и 2018 гoдoв. Двaжды лaурeaт (в 2014 и 2019 гoду) бaлeтнoгo Oскaрa – призa Benois de la danse, eжeгoднo вручaeмoгo нa Истoричeскoй сцeнe Бoльшoгo тeaтрa.

Кoнцeрт звёзд Кoвeнт-Гaрдeнa зa 5 фунтoв стeрлингoв

— У нaс oтпуск дoлжeн был бы быть, тoлькo чeрeз мeсяц, тo eсть в нaчaлe июля. Но нам, как и во многих других театрах, его решили дать уже сейчас – говорит мне Вадим по телефону за несколько дней до концерта. — То есть буквально несколько дней назад у нас закрылся сезон и теперь весь театр в отпуске. Продлится он до 16 июля и только тогда будут предприняты самые первые шаги, чтобы артисты смогли заниматься в залах театра. Даже не репетировать спектакли, а только заниматься в классе…

— А когда зрителей собираются у вас в театры приглашать?

— Про зрителей даже не говорят ничего, это касается только артистов. Причем, 16 июля – это самые первые шаги работы артистов. И то, пока театры не знают, как это будет сделано. Возможно, будут группы по 10 человек, и будет несколько классов или уроков в день. И ты не обязан будешь эти классы посещать, а по желанию. То есть театр будет открыт и будет только пытаться работать с артистами. До этого мы в театре не были ни одного дня уже как два с половиной месяца. А сезон предполагают начать 1 сентября. И это тоже пока не спектакли, а начало работы уже всей труппы в полном объеме. Потому что многие артисты сейчас находятся в других странах, и неизвестно смогут ли они успеть к 16 июля приехать или нет. Поэтому даты как бы две.

фото: Из личного архива
Звезда английского Королевского балета Вадим Мунтагиров.

— Значит, несмотря на то, что сезон завершен, и вы в отпуске, тем не менее театр продолжает работу и даже делает такую беспрецедентную акцию, как показы спектаклей online и за деньги?

— Кевин меня и других ребят просто попросил об этом. Мы конечно не обязаны… Он просто знает кто в Лондоне остался, кто в других странах. Первый спектакль был бесплатным, а следующие два будут стоить недорого, всего 5 фунтов.

— Расскажи, пожалуйста, о этом концерте в Ковент-Гардене, в котором ты очень скоро примешь участие…

— Буквально чуть больше недели назад, мой директор Кевин О’Хейра позвонил мне и сказал, что Ковент-Гарден намерен делать такие спектакли online. Сначала будет первый – он бесплатный, потом через неделю, и еще через неделю — будут еще два, но уже за деньги. Там концерт будет поделен на три части: оркестр будет играть какие-то произведения, потом будут петь оперные певцы, и затем будут выступать артисты Королевского балета. И вот в прошлую субботу от Королевского балета выступали молодые артисты: Цезарь Корралес и Франки Хэйворд. Она — ведущая балерина, а он первый солист. Так как они пара, boyfriend и girlfriend, они на карантине находились вместе и могут танцевать сейчас па-де-де. Для них Уэйн Макгрегор ставит какой-то новый современный номер. А поскольку я один, то могу танцевать только соло, потому что не будет возможности репетировать с партнершей. То есть нам не разрешают никого в это время трогать. Поэтому в субботу 20 июня я буду танцевать знаменитый сольный номер нашего английского классика Фредерика Аштона «Танец блаженных душ». В Москве его, я знаю, Дэвид Холберг танцевал.   

— Замечательный номер! Я видел его в исполнении Холберга и тебе он очень пойдёт. Ты его подготовил?

— Он у меня в репертуаре, я его и раньше танцевал. Но репетировать в театре администрация нам пока не разрешает. И мне театр не планировал давать педагога. Сейчас ведь такой период, каникулы, летний отпуск и директор тоже не может вызывать педагогов, поэтому я сам должен этот номер подготовить.   Я сказал Кевину, что я сам его отрепетирую, что у меня есть своя студия, где я сейчас занимаюсь и я могу просто на машине к ней подъехать. То есть мне не надо для этого пользоваться метро и входить с людьми в контакт.

— Концерт будет сниматься и идти прямая трансляция?

— Немного не так. Как я понял, нас сначала снимут, а потом спустя короткое время покажут. То есть Кевин мне сказал, что можно будет переснять, если что-то вдруг не получится. Поэтому я не думаю, что будет прямой эфир. В пятницу мы приходим в театр, будет репетиция и прогон, а в субботу уже съёмка. И в этот же день концерт покажут. Если честно, то мне пока ещё ничего не прислали: во сколько приходить, во сколько будет репетиция, во сколько съемки. То есть я пока толком сам ничего не знаю. Знаю только, что надо репетировать этот номер и всё. (Смеётся)… Это будет спектакль без зрителей, но с камерами. И чтоб ограничить количество участников, мне сказали, что даже грим придется делать самому.

Как это было в Лондоне: «В самый пик карьеры ты сидишь у себя дома на диване и ждёшь»…

— Мне немножко странно слышать про такие строгие предосторожности в Лондоне, потому что у нас-то как раз всё открывается: в Мариинском театре классы начались ещё на позапрошлой неделе. А вы значит так и сидите на карантине? Ведь поначалу ваш премьер-министр по примеру Швеции вообще не хотел ничего закрывать, а теперь, судя по тому, что ты рассказываешь, довольно жесткие меры предпринимаются и сейчас, спустя два с половиной месяца…

— Ну это ещё может быть потому, что в Ковент-Гардене отпуск. А так, в принципе, всё остальное кроме театров у нас потихоньку открывается: и некоторые магазины, и людей на улице теперь уже намного больше.

— А как это всё происходило в Лондоне?

— Всё было закрыто вообще, особенно первый месяц… Сначала ещё можно было в парк сходить. Но там со временем стало собираться очень много людей… Сотни! И с каждой неделей становилось всё жёстче и жёстче. И вот только буквально с этого понедельника нам разрешено встречаться с друзьями: то есть две семьи могут встретиться друг с другом (не три!). Ещё на прошлой неделе я не мог сходить, к примеру, в гости к другу! Но я все равно, конечно, гулял. Вот в студии, в которой я занимаюсь, там есть небольшой садик сзади, и я мог там посидеть, подышать воздухом. Единственное, где я видел немного людей — это в магазине, когда выходил туда за продуктами… Даже когда гулял вокруг дома, может встречу человек пять, и то, все обходили друг друга стороной (Смеётся)…

— Когда у вас закрылись театры?

— В середине марта. Я как раз станцевал «Лебединое озеро», и буквально на следующий день Ковент-Гарден стали потихоньку закрывать. И все понеслось так быстро, что я просто не успел очнутся, как и в Россию стало очень проблемно улететь.

— А ты хотел? У тебя было такое желание?

— Конечно очень хотелось увидеть родителей и сестру. Но я знал, что если я, допустим, поеду к родителям, то не будет возможности заниматься, не будет хорошей площадки. А тут я дома один и больше было дисциплины… То есть я просыпаюсь утром и начинаю заниматься. Никто и ничто не отвлекает меня. А сейчас, к счастью, у меня вообще есть студия. Потому что одна моя знакомая Елена Глурджидзе, она бывшая балерина Английского национального балета, сейчас даёт уроки маленьким детям и у неё своя студия. Я попросил её тоже разрешить мне делать там уроки. И я уже месяц хожу в эту студию и это, конечно, очень сильно мне помогло, потому что, несмотря на то, что я очень интенсивно занимался дома (и прыгал, и растягивался), всё равно, когда приходишь в студию, всё намного сложнее. Здесь нужно двигаться в два раза больше, можешь уже широко расправить руки и делать большие шаги, чего не позволяла мне моя лондонская квартира.

фото: Из личного архива
Премьер английского Королевского балета Вадим Мунтагиров в номере Фредерика Аштона «Танец блаженных душ».

— Тебе это, наверное, было тяжело, как и всем балетным артистам… Певцы хотя бы могут распеваться дома, а у вас же для репетиций нужны специальные условия и пространство… Нужен специальный линолеум… У нас, например, в Большом театре и театре Станиславского артистам для домашних занятий раздавали линолеум…

— Нам тоже всем прислали линолеум… Если честно, то в принципе всё нормально было… Может быть только в середине этой пандемии были дни, когда было немножко некомфортно и грустно на душе. Единственное, жалко, конечно, что в свой творческий пик и расцвет, когда ты полон сил, нужно сидеть дома… Ты не можешь разъезжать по странам как раньше, или танцевать у себя дома в Ковент-Гардене. Вот это жалко… В самый пик карьеры ты сидишь у себя дома на диване и ждёшь…

Предрождественские забастовки в Парижской опере

— Этот сезон как-то не очень удачно складывается. У тебя ведь и до этого, еще до пандемии были отменены спектакли в Париже, где ты должен был танцевать в Гранд-Опера балет Нуреева «Раймонда». А на прошлой неделе мы узнали, что Парижская опера вообще закрылась на ремонт и в отставку ушёл её гендиректор Стефан Лисснер.    

— Для меня это был вообще первый такой опыт в жизни и в карьере, когда спектакль не состоялся, потому что была забастовка. Я даже не мог себе такого представить, что спектакль будет отменен. Особенно в Парижской Опере… У меня в декабре в Париже было запланировано три спектакля. Это было перед самым Рождеством и Новым годом. Я должен был выступать с ведущей солисткой Парижской Оперы Валентин Колоссант. Время это было для меня довольно тяжелое, потому что и в Ковент-Гардене у меня было очень много работы и одновременно я репетировал для Парижской Оперы. То есть так получалось, что я очень много ездил в Париж на репетиции, и также они присылали мою партнёршу и Ирека Мухамедова, как репетитора, сюда ко мне в Лондон. И Парижская Опера на это очень ведь много денег потратила, потому что надо было оплачивать эти поезда «Евростар» туда и сюда: в Лондон и Париж. А когда я уже приехал в Оперу за неделю до выступления, мне сказали, что у нас идут забастовки и мы вообще не знаем будут ли теперь спектакли или нет. То есть никто этого не знал заранее: артисты просыпались утром, приходили на работу и только там узнавали, буквально в двенадцать часов дня, будет спектакль или нет. И потом все расходились по домам.

— И тебе тоже пришлось отменять репетиции?

Нет, я, несмотря на это, все равно интенсивно репетировал каждый день. У меня отменили сначала один спектакль, потом второй, на третий я уже вообще один остался. Даже артисты уже не приходили на уроки, и моя партнёрша сказала, что спектакля, скорее всего, не будет и поэтому нет смысла приходить и репетировать… Но мы с Иреком всё равно в удовольствие одни репетировали в зале: делали какие-то прыжки, трюки… И для меня всё равно это было очень приятно! Как раз было Рождество и мне Ирек пишет: «Давай может встретимся тогда, а то мне жалко тебя, ты в отеле сидишь один и ждёшь своего спектакля». Так мы с ним Christmas вдвоём и провели. И несмотря на то, что я так и не смог станцевать эти три спектакля, я все равно приобрёл много нового опыта, потому что не всегда бывает такая возможность один на один порепетировать в зале с Иреком Мухамедовым!

— Сейчас Парижская опера закрыта, откроется только в 2021 году. Вы как-то договорились о том, чтобы все-таки станцевать эти «нестанцованные» сейчас спектакли?

— Да, директор балета Парижской Оперы Орели Дюпон мне говорил, что как раз, то ли в 21, то ли в 22 году, у них опять будет нуреевская «Раймонда», и, может быть, у меня всё-таки получится её станцевать.

— А у вас в Англии не обсуждается ещё, как будут запускать зрителей в театр? У нас сейчас говорят о какой-то «шахматной» рассадке, но многие критикуют подобные проекты и называют их нереалистичными… Потому что в Корее, как я слышал, возобновились театральные спектакли и там нет никакой «шахматной» рассадки… Как может, например, соблюдать дистанцию балерина и её партнёр, или музыканты оркестра в оркестровой яме?

— Да, я совершенно согласен с этим, и тоже об этом думаю… Нам сказали, что руководство Ковент-Гардена будет работать над этим вопросом как раз сейчас, во время отпуска… Ни про зрителей, ни про артистов пока они ничего и сказать, конечно, не могли … Единственное, сказали, что возможно первое время в репертуаре будут какие-то балеты, где занято как можно меньше людей, и где мы меньше контактируем друг с другом. Есть ведь какие-то современные балеты, потому что классика-то вся густо населена… Упоминали, в частности, некоторые балеты Макгрегора… Это пока всё, что нам известно. То есть артисты сейчас ушли в отпуск, особо не зная, что будет дальше…

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Обсуждение закрыто.