— Вы мнoгo лeт дружили с Эдуaрдoм Никoлaeвичeм?
— Кoгдa мoeму сыну испoлнилoсь чeтырe гoдa, eгo крoвaткa пeрeшлa к Тaнe – дoчeри Эдикa, кaк тoлькo oнa рoдилaсь. A в 1973 гoду рoдился мoй млaдший сын, и крoвaткa вeрнулaсь в нaшу сeмью. Вoт истoрия нaшeй дружбы. Мы знaкoмы eщe пo эстрaдe. В пoслeдниe гoды я oбщaлся с Эдикoм крaйнe мaлo, нo знaл, чтo с ним прoисxoдит, рaзгoвaривaл пo пoвoду eгo тяжбы с Леонидом Шварцманом (художник-постановщик фильмом про Чебурашку и Крокодила Гену – Авт.).
— Что думаете по поводу заявления Татьяны Успенской?
— Я, конечно, прочитал ее письмо. Мир велик и интересен. То тут, то там выплывает какая-то ерунда. Что сказать по поводу слов Татьяны, высказанных в письме и в ее интервью — крайне неприятная история. Давайте по порядку.
Насчет алкоголизма. Единственная проблема, которая у Эдика была с алкоголем, это та, что он не умел пить. Но именно по этой причине практически и не пил, сколько я его помню. Теперь что касается секты Виктора Столбуна (Татьяна Успенская еще до своего открытого письма рассказывала о так называемой секте Виктора Столбуна, в которой оказалась в детстве, и которую поддерживал ее отец – Авт.). Столбун – психолог и психиатр. Он имел государственную аккредитацию, выступал у нас на студии «Союзмультфильм», помог большому количеству известных людей, имена которых я не имею права называть.
Столбун помогал справиться не только с алкоголизмом, но с некупируемой астмой. Он вытягивал людей. В тот лагерь, о котором упоминает Татьяна в своих интервью, его пригласили с тем, чтобы помочь в борьбе с алкоголизмом в городе Дмитрове. И алкоголизм при нем уменьшился. Подростков ему сдавали официально. Это не секта. Возможно, он пользовался какими-то нетрадиционными методами. Кому-то это помогало, кому-то нет.
Теперь, насчет нелюбви к детям. У Эдика — две приемные больные девочки. Вот это любовь к детям или нет? В чем эта любовь выражается? Надо ласкать, тетешкаться, бегать с ними? В 90-е годы, когда всем жилось тяжело, Эдик получал в издательстве большие деньги в авоське. Он делил их на две части, и ту, что больше относил в детский дом. То, что он говорил, что не любит детей, — скорее всего, эпатаж.
— Главное обвинение связано с семейным насилием.
— Я был знаком с первой его женой Римулей. Мы общались в 1960-1970-е, когда они жили на Филевском парке. Потом Эдик купил большую квартиру на улице Усиевича с кабинетом. Там жили Римуля, Таня и он. Насколько мне известно, он оставил эту квартиру Римуле. А потом построил дом.
Насчет его измен. Ну, изменял, наверное. Я этого не знаю. Но не только он. Я Татьяну не понимаю. Каким бы отец ни был, так поступать нельзя. Это что-то вроде Павлика Морозова. У меня это не укладывается в голове.
— Но трудно же судить о том, что чувствует человек, если он действительно подвергался насилию.
— Понимаю, но я впервые об этом услышал. Я не смотрел те разборки, которые происходили на телевидении. Меня это мало интересовало. Но и от других людей не слышал, чтобы когда-либо поднимался вопрос домашнего насилия. Это что-то новое. Ни разу во время предыдущих битв и до смерти Эдика, и после смерти, эта проблема не вставала. Только сейчас она возникла.
— Сейчас такое время – время сокровенных признаний.
— Это да! С харассментом достали всех. Бред какой-то! Динозавриха отказала динозавру — вот они и вымерли. Я не понимаю этого.
— Многие Татьяне сочувствуют. Столько лет в ней жила боль и теперь вышла наружу.
— А почему это теперь вышло наружу? С чего вдруг? Я с ней с 70-х годов не общался. У меня это не укладывается в голове по чисто человеческим позициям.
Требовать, чтобы отменили премию, — запредельно. Эдик – великий детский писатель. Великий! Ни в России, ни в Советском Союзе такого не было. Был у нас «Человек рассеянный с улицы Бассейной» Маршака, «Мойдодыр» Чуковского. Все! Я не знаю других персонажей, которые пошли бы в народ. Вспомним Чебурашку, героев из Простоквашино. Сколько книг и замечательных стихов Эдик написал! Сколько телевизионных передач, сколько радиопередач сделал. Когда заниматься домашним насилием, иметь проблемы с алкоголем при такой работоспособности? Непонятно. Бог ей судья.
— В анимационном сообществе к Эдуарду Успенскому тоже сложное отношение, я бы сказала – нелюбовь.
— Да, у нас на «Союзмультфильме» к нему резко отрицательное отношение из-за истории с Чебурашкой. Вы помните персонажей Диккенса?
— Помню. Мы росли на них.
— А фамилию иллюстратора помните?
— Нет.
— Вот и все! Почему Леонид Шварцман, при всей моей любви к нему, проиграл процесс? Потому что по закону он — не автор. По закону он имеет авторское право на персонаж, но не имущественное. Кроме того, он действовал в рамках исполнения своих рабочих обязанностей. Эдик хотел ему дать большие деньги просто так, по-человечески. Я говорил с ним на эту тему. Но Лёлик отказался, требовал половину. Эдик на это не пошел, и по закону имел право.
— Но позднее Леониду Шварцману ведь что-то выплатили?
— Ничего. Несколько дней назад он сам написал: мне не удалось доказать, что я – автор Чебурашки. Эта история долго тянулась. Эдик защищал свои авторские права и тем самым защищал права других авторов.
— Недавно в очередной раз всплыла история с Чебурашкой, связанная с японским контрактом и тем, что до определенного срока у нас нет на него прав.
— Я знаю. У «Союзмультфильма» и с «Простоквашино» начались проблемы. И студии не удалось выиграть у Эдика дело. Ему предлагали очень большие деньги, заключили договор. Эдик знал, что умирает, и ему нужно было обеспечить своих приемных дочерей, которые работать никогда в жизни не смогут. У него были мощные адвокаты, и они выиграли дело, доказали, что студия не имеет никакого права на продолжение «Простоквашино».
— Почему приемные дочери Эдуарда Николаевича не могут работать?
— Потому что они инвалиды.
— Как же они живут?
— С приемной матерью Леной в их доме. Елена Борисовна — вторая и одновременно четвертая жена Эдика. Все, что происходит теперь вокруг его имени, противно и грязно. Топтаться на трупе нехорошо. Так просто подобные вещи не проходят.
Читайте материал: "Юрий Энтин: "А у дочери Успенского один счёт — он ее не вставил в завещание"