Крaсaвицa Эрикa вeдёт в тeaтрe вeсь клaссичeский рeпeртуaр: Oдeттa-Oдиллия в «Лeбeдинoм oзeрe», в знaмeнитoй нa вeсь мир рeдaкции Влaдимирa Бурмeйстeрa, Мaшa в «Щeлкунчикe» Вaйнoнeнa, Никия и Гaмзaтти в «Бaядeркe» Нaтaльи Мaкaрoвoй… Примa «Стaсикa» считaeтся oднoй из лучшиx испoлнитeльниц пaртии Сильфиды в вeрсии Пьeрa Лaкoттa. A пoлучилa oнa эту рoль, чтo нaзывaeтся «из рук в руки» (или пo-бaлeтнoму «из нoг в нoги») oт eё сoздaтeльницы этуaли Пaрижскoй Oпeры Гилeн Тeсмaр и удoстoилaсь eё пoxвaлы. В этoм сeзoнe дeбютирoвaлa Эрикa и в eщё oднoм принципиaльнo вaжнoм для свoeгo твoрчeствa бaлeтe из репертуара Парижской Оперы – «Дон Кихоте» в редакции Рудольфа Нуреева, с запредельно усложненной и невообразимо технически «навороченной» партией Китри, где поражала зрительный зал своей неуемной энергией и очаровывала своей непосредственностью.
После объявлении карантина со своим мужем премьером балета Музыкального театра Денисом Дмитриевым Эрика оказалась в городе Саратове, у себя на родине, на берегах Волги… Там, где прошло их с Денисом детство, там, где они учились в хореографическом училище (Эрика и Денис были одноклассниками).
— Здесь режим полегче, но ограничения тоже есть. Хотя контролируют не так строго, как в Москве – объясняет мне Эрика своё с Денисом решение покинуть столицу. — Тоже маски, перчатки, соблюдение дистанции, в магазинах везде разрисованы отметки. Но мы большую часть времени проводим на даче с родителями, под Саратовом, рядом с Волгой. Здесь очень тепло – в последние дни было 23 — 25 градусов. Нашему сыну Августину здесь хорошо… Бегает на природе. И мы спокойны: никто около нас не ходит, не болеет…
— Сейчас в каких-то регионах начали смягчать режим. Как с этим в Саратове?
— Здесь на прошлой неделе разрешили уже гулять, правда ограничено, а также заниматься спортом. Чуть побольше магазинов открыли, но в принципе всё так же, как в Москве. Хотя не такое количество людей здесь — где-то около миллиона. Эпидемия сюда дошла позже, только недели 2 назад стало большое число заболевших. Хотя среди всех тех, кого мы знаем (то есть наших родственников и знакомых), заболевших, слава Богу, нет. Мы сами с мужем болели ещё зимой, в феврале. Довольно тяжело, но до сих пор не знаем какой был у нас вирус.
— По театру вы с Денисом скучаете?
— Конечно скучаем. Такого количества отдыха у нас ещё никогда не было. Только в тот период, когда я получила травму. Да и то, я всё время тогда занималась и восстанавливалась. Поэтому, конечно, хочется побыстрее выйти на сцену, танцевать спектакли… Сейчас пересматриваю свои видео и думаю: вот сейчас бы это станцевать!
— Со своим художественным руководителем Лораном Илером общались? Он сейчас у себя на родине во Франции находится?
Общались, да. У нас была с ним видеоконференция. Но это он в основном нас спрашивал. Да, он в Париже, со своей семьей, успел уехать, когда у нас только всё начиналось. Так что он нас больше спрашивал: знаем ли мы какую-то информацию о том, когда у нас все это закончится?.. Потому что во Франции немножко все по- другому…Но мы ему сказали, что сами ничего пока толком не знаем. Илер интересовался, как мы занимаемся классом. И даже заходил и смотрел онлайн-классы. Спрашивал, как поживаем, никто ли не болеет…
Эрика Микиртичева и Денис Дмитриев в балете Рудольфа Нуреева «Дон Кихот». Фото Карины Житковой
— У вас ведь тоже, как и в Большом, сорвались запланированные премьеры…
— Да, балет известного испанского хореографа Гойо Монтеро, например. Там Денис занят был. Причем Монтеро собрал почти весь балет, всё уже было в основном поставлено. Премьера должна была состоятся в апреле, потом перенеслась на май, так как все думали, что к этому времени мы уже выйдем. В итоге часть запланированных спектаклей 101-го сезона, видимо, будет перенесена на осень 2020 года, а может и дальше. Тут все сложно: с нами работают иностранные хореографы и неизвестно, когда разрешат въезд и выезд европейцам. Такая же ситуация и с Акрамом Ханом. Премьера его балета KAASH должна была состояться в июне. Он тоже поставил какую-то часть своего балета, когда мы работали. В общем, пока не снимут ограничения, руководство не станет афишировать эти премьеры: скажут, что они будут в следующем сезоне — все будет зависеть от ситуации.
— Вы на природе, на Волге… Неожиданно образовалась куча свободного времени. Чем занимаетесь?
— Денис занимается дачей, помогает родителям. Своими руками сделал качели. Смотрел, конечно, в интернете. Мы теперь все вместе на них качаемся. Потом, у нас на даче есть печь на улице, они её камнями обкладывали. А я большую часть времени провожу с Августином. Я же быстро в конце прошлого сезона после родов на сцену вернулась. Ему было 3 месяца всего, когда я стала ходить на класс. Нам тогда родители помогали, и он не скучал. А сейчас, так как у меня появилось много свободного времени, чаще всего мы проводим его вместе. Бегаем, прыгаем, читаем… В общем, занимаюсь ребенком, как положено маме. Мне кажется, что Августину тут лучше: все близкие родственники находятся здесь и уделяют ему больше времени. У нас вообще родители хотят на лето его к себе забирать. Правда, мы против, потому что мы должны видеть, как ребёнок растет.
— Вопрос обязательный для артистов балета в эти дни: как вы поддерживаете форму?
— В принципе, у нас в театре сейчас проводятся онлайн-классы. Но изначально, когда они ещё не были организованы, я занималась классами по интернету… А дают классы сейчас по всему миру разные артисты и разные педагоги. И когда узнаю, что будет транслироваться онлайн-урок, я присоединяюсь. Для нас такое разнообразие тоже полезно, потому что мы привыкаем к нашим педагогам, и узнать ещё что-то новое всегда интересно. Денис больше любит всё-таки сам заниматься, чтоб его никто не трогал, закрывается… А когда вдвоем занимаемся, он не любит, когда его торопят, любит спокойно «погреться». Конечно, домашние условия, это не балетный зал, но поддерживать форму всё же можно. Мы с Денисом иногда вращаемся, я «пальцы» одеваю, и мы на середине что-то делаем. Я знаю, что ребята выкладывают в сеть, как они дома в условиях «метр на два» танцуют какой-нибудь кусок или вариацию. Я тоже пыталась танцевать вариацию Жизели. Это очень сложно, но возможно.
Эрика Микиртичева в балете Олега Виноградова «Золушка». Фото Карины Житковой
— А с Денисом вы вместе репетируете? На профессиональном линолеуме, который вам выдали, намного удобней заниматься?
— Да, иногда мне хочется покрутиться для «вестибулярки», и я могу попросить Дениса как партнера повращаться и подержать меня. Можно заниматься дома и на ковре, и на паласе, и на обычном линолеуме… Но на балетном линолеуме, конечно, намного комфортней и удобней, он не скользкий. Профессионального линолеума нам на одного человека отрезали полтора на два метра. Поскольку нас двое, дали два куска. Но все равно маленькое пространство получается…
– Эрика, ты в прошлом году родила сына. Августину год и три месяца. Когда было легче поддерживать форму — сейчас, на карантине, или тогда, после родов?
— Мне перед родами говорили: «Ой, родишь, и потом так легко всё будет…». На самом деле мне было очень тяжело. Поддержание формы после родов и сейчас, это немножко разные вещи, разные нагрузки и даже разные задачи. Когда я выходила на работу после родов, я, во-первых, сбавляла вес — я тогда набрала 16 килограмм. Потом закачивала все мышцы. И ещё я взяла для себя в качестве первого спектакля трехактную «Золушку» Олега Виноградова. Поэтому мне было сложно… Сейчас, конечно, не так… Если, допустим, ты не занимаешься классом, то можешь просто заниматься упражнениями, например, покачать ноги, пресс или спину. Как в спортивном зале. Сейчас куча приложений разных — сиди и занимайся дома. И поддерживать себя вот так, конечно, легче, чем входить в форму после декрета. А кому-то, наоборот, легче выходить после родов. Я просто помню момент, когда наша балерина Наташа Сомова родила… У нас тогда шёл балет Ноймайера «Русалочка», и я её спросила: «Наташа, как? Тяжело, наверное!». И она сказала: «Да нет, нормально». Так что кому-то это легко дается, но мне было сложно. У каждой балерины есть свои недостатки, вот они после родов чаще всего и вылезают. И за ними надо следить.