«Меня вспоминает Карден»: непридуманные истории художника-модельера Елены Пелевиной

Свoими яркими, прoстo живoписными кoллeкциями нa мeждунaрoдныx выстaвкax oнa прoбуждaeт жизнeрaдoстныe эмoции жeнщин, вoстoрг тoнкo чувствующиx мужчин и прoфeссиoнaльный интeрeс знaмeнитыx мaстeрoв.

Пьeр Кaрдeн кoгдa-тo eщe в Мoсквe oцeнил прирoдный и прoфeссиoнaльный дaр Пeлeвинoй. Вoт пoчeму oн с удoвoльствиeм прeдoстaвил выстaвoчныe зaлы в Пaрижe для oгрoмнoй кoллeкции мoдeльeрa. Тaлaнтливыx людeй сближaeт любимoe искусствo! Eлeнa Пeлeвинa испытaлa прилив счaстья, рaбoтaя с Кaрдeнoм нaд общими замыслами. Ее выставки в Париже произвели волнующее впечатление — перед глазами словно воскресало и улыбалось прошлое.

У Пелевиной благодатная биография: рожденная в Москве в семье посольского служащего, она вскоре получила незабываемо яркие впечатления на берегу Средиземного моря — то в Ливии, то в Алжире.

Природа со всей щедростью вливала в сознание юного существа цветовую благодать и понимание простой истины: ты часть природы. Научись у нее цвести и плодоносить. Лена не знала лени! Впитывала красоту, осознавала естественную гармонию со всем величественным миром и неиссякаемую благодатную щедрость земли.

В детском сознании верховодила музыка. Этому служил класс фортепиано музыкальной школы. Он пробудил воображение и жажду познания. Лена потом окончила Московский технологический институт, факультет прикладного искусства. Есть что-то магическое в ее выборе собственного пути — победило притяжение к народному творчеству, к народным замыслам и прекрасным костюмам, где все в чарующей гармонии: красота и пластика форм, манящее соотношение деталей: от кокошника, сияющего бисером, до нагрудных украшений.

Я пригласила Пелевину, и она обрадовала меня своими успехами на мировой арене.

— Лена, наши читатели уже знают о твоем творческом содружестве с Пьером Карденом. Что ныне готовит великий мастер?

— Неделю назад мне позвонила баронесса Галина де Буар — она занимается связью Кардена с Россией — и обрадовала меня своим признанием: «Карден тебя часто вспоминает. Если захочешь, можешь сделать выставку в Лакосте, на международном фестивале. Ты напиши заявку. Мы тебя ждем. Сообщи нам. Пожалуйста, приезжай!»

— Поедешь?

— Еще бы! Для меня Пьер Карден — просто икона стиля, притягательная магия, которую мы познавали, изучали в институте. Три года подряд я ездила к нему и делала свои выставки. Карден — личность уникальная. Он человек жертвенный и щедрый. Испытываю радость: великий человек в добром здравии и все еще полон мыслями о прославлении настоящего искусства — радости для всего человечества.

— Прекрасно! Самое время нам поговорить о России. В российской глубинке, в глухой деревеньке ты когда-то встретила уникальную личность — священника Виктора Салтыкова, имеющего высшее образование, но вдруг избравшего богослужение. Ты мне рассказывала о нем с полным одушевлением. Как он себя чувствует?

— Недавно я побывала в деревне Жарки, на счастье, встретилась с его женой, матушкой Натальей. Она доверчиво мне призналась: «Мы с отцом Виктором приняли монашеский постриг». По монашескому обычаю они несут ныне новые монастырские имена: Наталья Бухарова теперь стала монахиней Анной. А батюшка Виктор Салтыков — монахом Иоакимом.

— Батюшка Виктор и матушка Наталья много сделали для Жарков. Расскажи.

— Само пребывание семьи священника, благородной и щедрой, стало для людей добрым знаком их собственного поворота к духовной благодати. Протоиерей Виктор, настоятель храма, много полезного сделал для людей: он действительно большой человек в Ивановской епархии. Одаренный с рождения поэтическим мышлением, он получил техническое образование. Став священником в сельском храме, исполнился благим намерением вернуть нормальную жизнь в село. Возродил школу в соседней деревне, ведь ее собирались закрывать. Радуюсь, что принимала участие, при помощи отца Михаила Рязанцева из Москвы, поменять на школе крышу. Угасающая деревня начала оживать. Ведь в деревне земля зарастала бурьяном. А батюшка договорился с властями, и 60 гектаров земли стали полезным заповедником.

— Исполнил батюшка святой человеческий долг — возродить землю. И очень тревожит вопрос: кто же теперь без них, ушедших в монашество, сохранит эти гектары в неприкосновенности? Но не станем гадать. Лена, чем тебя воистину поразила матушка Анна?

— Она ведь педагог, филолог по образованию, и я прочла ее рассказ на 60 страницах. Рада, что матушка Анна мне позволила. Читаю и чувствую: в душе моей возникают вибрации возбуждения от ее рассказов.

— Что же тебя так сильно тронуло?

— Матушка Анна описала свое с батюшкой путешествие в Америку в составе большой группы. Они ездили по приглашению настоятеля американского храма. Самое огромное впечатление на них произвела Аляска, где живут и старообрядцы. Матушка Анна мастерски воспроизвела это путешествие по Америке на нескольких джипах. Меня это чтение увлекло, и я рискнула издать ее книгу.

— Как же называется эта книга?

— «У каждого храма своя история». Оказывается, в Америке много есть православных храмов. Они по-своему просвещают людские умы. Меня так увлекла эта рукопись, что я стала самостоятельно изучать книгопечатание. Осмелела — и издала! Опять же помог отец Михаил Рязанцев — протоиерей, ключарь храма Христа Спасителя в Москве. Печатала я ее, вчитывалась в события и настроения людские, и она меня убеждает: книга талантливая. Рассказ ведет душа зоркая, внимательная, неравнодушная.

— Какой тираж этой книги, идущей к читателю?

— Всего одна тысяча. Меня очень обрадовало мнение матушки об издании: «Леночка, спасибо тебе, сердце щедрое, за всю эту радость, за эти встречи, за людей, которых мы, может, этой книжкой как-то поддержали и им этот кусочек радости и веры принесли. Слава Богу!»

— Пелевина, твоя щедрая натура достойна собственной книги. С нетерпением хочется узнать о твоих выставках в Италии. Наверное, кто-то из знатоков искусства заманил тебя в Италию?

— В Генуе я была три года подряд, по приглашению президента Русского дома искусства им. Степана Эрьзи Ларисы Смирновой и руководителя Международного фестиваля искусств «Маяк» Ирины Ковалевой. Выставка состоялась совместно с итальянским скульптором Эрмано Кьеза на центральной площади в палаццо Дукале.

В городе Алассио состоялся — и меня обрадовал — показ моделей моих костюмов в англиканской церкви. Прекрасное живописное побережье встречало нас хорошей погодой и благодарной восторженной публикой. Большая выставка состоялась в городе Реджио-Калабрия, в музее Искусств, где через пролив солнечно сияла Сицилия…

— А какими выставками ты обрадовала москвичей?

— В конце марта в арт-центре «Мастерская на Кулишках» прошли авторский вечер моей любимой певицы Елены Камбуровой, показ моей новой коллекции, костюмов, презентация книги монахини Анны.

— Зрителей, особенно людей искусства, захватывают твои огромные полотна, где женщины, облаченные в сияющий, светоносный наряд, рифмуются, гармонируют с вечным великолепием древних православных храмов. Кто из великих живописцев стал для тебя вдохновляющим примером для столь величавого сюжета?

— Великий Клод Моне. Он писал собор в Руане при дневном свете, при вечернем, в разные времена года, вызывая разные эмоции зрителей и разные состояния души. Такой точкой отсчета в России стал для меня собор Василия Блаженного. Не устаю его повторять в графике, живописи, на панно и костюмах. Его сказочность и величие вдохновляют меня вновь и вновь.  

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Обсуждение закрыто.