Новое прочтение «Мертвых душ»: Цыганов сменит Деревянко

Нa рoль Сoбaкeвичa приглaшeн Aлeксaндр Рoбaк. Мaнилoвa сыгрaeт Дмитрий Дюжeв, Нoздрeвa — Тимoфeй Трибунцeв, Плюшкинa — Миxaил Eфрeмoв. Плaнирoвaлoсь нaчaть съeмки в мae — нaчaлe июня, кoгдa цвeтут сирeнь, яблoни и вишни. Буйнaя вeснa дoлжнa былa пeрeйти в лeтo. Но пандемия разрушила все планы. Не исключено, что роли чиновников могут разойтись между людьми, которые не имеют к актерскому делу прямого отношения. Так уже однажды было, когда Константинопольский снимал «Русского беса» — вольную импровизацию на тему «Преступления и наказания» и «Бесов» Достоевского с современным Раскольниковым — Иваном Макаревичем. Денег на картину не было, и замысел удалось реализовать спустя шесть или семь лет. Приходилось снимать, не имея даже нормального света. Ходили слухи, что Константинопольский продает роли тем, кто готов вложиться в картину. Почти так и оказалось: акционеры действительно снимались и отлично справились с новым для себя делом.

Константинопольский — опытный боец и очень одаренный кинематографист. У него голова устроена особенным образом, фантазии — через край, что иногда работает во вред. Но только после успеха сериала «Пьяная фирма» у продюсеров словно открылись глаза, и они стали ему доверять.

«Мертвые души» экранизировались у нас четыре раза с большими интервалами. В 1909 году под руководством русского предпринимателя и пионера отечественного кинопроизводства Александра Ханжонкова в железнодорожном клубе снимались сцены из «Мертвых душ». В качестве режиссера короткометражной картины был приглашен Петр Чардынин. Он же сыграл Ноздрева. А роль Чичикова досталась Ивану Камскому. Ханжонков счел этот опыт не вполне удачным.

Только в 1960 году Леонид Трауберг вернулся к «Мертвым душам», сняв фильм по знаменитому спектаклю Московского художественного театра с великолепным и слегка подзабытым Владимиром Белокуровым в роли Чичикова. Коробочку сыграла Анастасия Зуева, Ноздрева — Борис Ливанов, Собакевича — Алексей Грибов. В 1984-м классик советского кино Михаил Швейцер сделал пятисерийный фильм «Мертвые души» с Александром Калягиным в роли Чичикова, Юрием Богатыревым — Маниловым, Тамарой Носовой — Коробочкой, Иннокентием Смоктуновским — Плюшкиным. Это было весьма новаторское прочтение поэмы Гоголя.

В 2005-м вышло восьмисерийное «Дело о «Мертвых душах»» Павла Лунгина по сценарию Юрия Арабова, где гоголевские герои в аутентичных костюмах стали вполне современными людьми и свободно путешествовали из одного произведения Гоголя в другое. Чичиковых оказалось фактически два. Главного Павла Ивановича сыграл Константин Хабенский, а его тень, или, как скажет Лунгин, «охотника за бесом» — Павел Деревянко. Его герой — коллежский регистратор из Петербурга Иван Афанасьевич Шиллер, напоминавший Акакия Акакиевича, — едет в городе N расследовать дело исчезнувшего из тюрьмы мошенника Чичикова. Наведываясь к помещикам, он постепенно трансформируется в Хлестакова, а потом и Чичикова.

От Григория Константинопольского можно ждать еще более радикальной трактовки. В «Грозе» у него все молодые. Катерина Любови Аксеновой — обычная современная девица, а Кабаниха в исполнении Виктории Толстогановой имеет ресторанный бизнес. Алиса Хазанова сыграла Барыню (ту, что у Островского — старуха лет 70) с депутатским мандатом. Мария Шалаева стала лающей Феклушей, участвующей в «Битве экстрасенсов». Режиссер ей объяснял суть роли так: «Ты же Геббельс». Кулигин Ивана Макаревича исполняет им же написанный рэп и допоется до того, что унесут его инопланетяне.

К «Мертвым душам» вполне применимы слова Константинопольского, сказанные о «Грозе»: «В России за 10 лет меняется все, а за 200 — ничего». Когда Алексей Герман-старший сказал, что в Гоголе надо искать код русской жизни, и вспомнил, как, оказавшись в небольшом городке, рассматривал лужу со свиньей, к нему подошел милиционер и поинтересовался: «Считаете нас дырой?» «Если говорить о «Хрусталеве» (фильм «Хрусталев, машину!»), то мы снимали Гоголя, только никто, кроме Кончаловского, этого не понял. Мы пытались снять Гоголя сталинского времени».

В планах Григория Константинопольского — «Евгений Онегин». Но тут у него есть конкурент. Экранизировать «Евгения Онегина» в ближайшее время намерен и Сарик Андреасян. Вынести двух «Онегиных» российской киноиндустрии будет трудно.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Обсуждение закрыто.