Жaль, чтo Aндрeй Юрьeвич нe смoг личнo пoсeтить нaпoминaющий скaзoчную дeкoрaцию Aнси – свoeгo рoдa мaлeнькую фрaнцузскую Вeнeцию с мнoжeствoм кaнaлoв, и пooбщaться с кoллeгaми. Мирoвaя прeмьeрa eгo фильмa сoстoялaсь чуть рaньшe, в кoнцe янвaря нa Рoттeрдaмскoм кинoфeстивaлe — oднoм из пoслeдниx, прoвoдившeмся не в виртуальном пространстве, а в реальной жизни. Но там картина не могла участвовала в конкурсе, ориентированном исключительно на дебюты. У Андрея Хржановского был выбор. Он мог дождаться других мировых киносмотров, чтобы поучаствовать в конкурсе, но хорошо, что не стал этого делать, не отказался от поездки в Роттердам, после которого пандемия надолго парализовала фестивальную жизнь.
«Нос, или Заговор «не таких» снят по сценарию Юрия Арабова, а сам фильм имеет сорокалетнюю историю и зарождался еще при жизни композитора Дмитрия Шостаковича – автора оперы «Нос», написанной по мотивам одноименной повести Гоголя. Много лет Хржановский боролся с цензурой, потом искал средства на создание картины, вероятно, главной в его судьбе. И тут следовало бы поблагодарить его сына и режиссера Илью Хржановского, поддержавшего отца. Иначе премьера бы не состоялась. Фильм сделан на стыке анимации и документальное кино, в нем использована кинохроника 1930-х. Героями трех снов стали не только майор Ковалев, потерявший нос, и сам нос, разгуливающий в мундире, раздающий интервью телеканалам, но и Гоголь, Шостакович, Сталин, Мейерхольд, Булгаков, современная номенклатура, сам режиссер, летящий в самолете в компании Римаса Туминаса, Чулпан Хаматовой и Анатолия Васильева. Время стало всеобъемлющим.
История создания этой картины оказалась для Андрея Хржановского очень личной. Вот что он сам рассказал об этом.
фото: Светлана Хохрякова
Андрей Хржановский.
— Начиная жизнь в кино, я сделал два анимационных фильма – «Жил был Козявин» и «Стеклянная гармоника». Последняя была запрещена, а я был направлен на службу в Вооруженные силы СССР. Два года служил на самой западной точке страны в морской пехоте. По семейным обстоятельствам на три дня был отпущен домой. Шел я по Москве в очень красивой черной шинели и черной фуражке, выделяясь на фоне понурых граждан, спешащих на работу. Встретил приятеля, который был внуком писателя Корнея Чуковского и зятем композитора Дмитрия Шостаковича. Мы с ним вместе учились во ВГИКе, и он был оператором моей курсовой работы. Взяв меня за золотую пуговицу, он стал ее ласково крутить и сказал: «А ты знаешь, что Шостаковичу очень понравился твой фильм». «Какой?» — спросил я. Оказалось, «Жил был Козявин» — сатирический памфлет, где, между прочим, был изображен сам Шостакович. Я был так вдохновлен этим известием, что тут же бросился в Союз кинематографистов. Зашел в одну из комнат, где сидела молодая женщина, которая мне очень нравилась, и спросил: «Вы умеете печатать на машинке?» «Да» — ответила она. «Тогда, пожалуйста, пишите: «Уважаемый Дмитрий Дмитриевич…». В тот момент она так на меня так посмотрела, что я понял: знает, кому адресовано письмо. Я объяснился в любви к творчеству Шостаковича, потому что еще до меня мои родители и друзья понимали и чувствовали, что такое Шостакович. Я отправил письмо. На третий день получил открытку из больницы, где тогда Шостакович находился. Помню дословно, что там было написано: «Буду рад, если вы используете мою музыку». Вот какая деликатная форма! Я просил у него разрешения экранизировать оперу «Нос». Это было в 1969 году. Но пора было возвращаться в армию и продолжать службу. Мне хотелось, чтобы та чудесная женщина, напечатавшая письмо Шостаковичу, не думала, что я могу писать только ему, и я стал писать письма ей. А когда вернулся после службы, мы поженились. Вскоре у нас родился сын – будущий лауреат Роттердамского кинофестиваля. Вот что такое случайности, и к каким заметным последствиям они могут привести. Мне показалось важным установить причинно-следственную связь, которая бывает идеальной моделью кинематографического монтажа».
Кадр из фильма «Нос, или Заговор не таких». Пресс-служба фестиваля.
В России «Нос, или Заговор «не таких» видели единицы. Премьеры не было, и когда она теперь состоится, трудно сказать. Но те немногие, кому удалось посмотреть картину, сказали режиссеру, словно в унисон: она не про вчера, не про сегодня и не про завтра, а про всегда. Сам Андрей Хржановский выражает надежду, что «настанет светлый день и час не только для России, но и всего мира, переживающего невеселые времена». Он уже завершает работу над сценарием следующего фильма и мечтает о том, чтобы «бог дал сил эту работу сделать».
Кадр из фильма «Нос, или Заговор не таких». Пресс-служба фестиваля.