«Ты пoмнишь oстрoв, дaльний oстрoв, и пaрусa, и чeлнoки…» Эти пoэтичeскиe стрoки Игoря Сeвeрянинa вoзникaют в пaмяти, кoгдa плывeшь нa пaрoмe oт мaтeрикa к oстрoву Сaaрeмaa — сaмoму крупнoму из Мooнзундскoгo aрxипeлaгa. Знaтoки истoрии знaют Мooнзунд кaк мeстo пoслeднeгo срaжeния русскoгo флoтa вo врeмя Пeрвoй мирoвoй вoйны. Сражения, которое не принесло российской стороне победы. Но сейчас, более 100 лет спустя, здесь все дышит миром и покоем. Фантастические заросли можжевельника, тихая бухта, солнечное небо, мельницы и огромный, прекрасно сохранившийся средневековый Курессаарский замок, первые строительные камни которого были заложены еще в XIII веке. Величественный донжон, булыжные мостовые, мощные крепостные стены, тесные каменные лестницы, ведущие вверх, на смотровые площадки, и вниз, в мрачные темницы, ров с несколькими переброшенными мостами — именно в эту сказочную декорацию вписан фестивальный зал: суперсовременное временное сооружение, которое очень быстро монтируется под ключ. Здесь, как и в замке, тоже полный набор, хотя и несколько иной: зал на 2000 мест с прекрасной акустикой, световая и звуковая аппаратура, гримерки, туалеты, элегантные павильоны роскошного буфета. Здесь настоящая европейская атмосфера в самом лучшем понимании: сильнейший историко-культурный слой, помноженный на современные блага цивилизации.
Городская площадь. Фото: Екатерина Кретова и Гуннар Лаак.
Фестивалю уже 12 лет. А началось все еще раньше и очень необычно. Рассказывает арт-директор фестиваля Арне Микк:
— Много лет назад одна местная дама, учительница музыки, решила, что здесь должна звучать опера. И она это сделала: прямо на открытом воздухе поставили какие-то деревянные скамейки, приехали артисты из Таллина, Петербурга, звучала музыка, вокруг летала мошкара… Оркестр размещался на маленькой закрытой сцене. Однажды даже удалось пригласить театр из Одессы! Но это прекратилось. Не было средств, чтобы реализовать такую идею. Наступил год, когда ничего не произошло. И тогда мэр города решил возобновить это начинание. За дело взялась государственная организация — Eesti Kontsert, поддержало министерство, местные власти, нашлись спонсоры…
— А как же та учительница, с которой все началось?
— Она живет здесь. Приходит иногда на спектакли. Нечасто.
— Сюда доехать непросто: сначала добраться до переправы, затем паром и от него еще час на машине! Кто готов преодолеть все эти трудности ради оперы?
— Зрители в основном с материка. Покупают билеты заранее. Мы уже сейчас продаем билеты на следующий год. Бронируют отели. Сааремаа — очень популярное место отдыха. Здесь можно купаться в море, гулять, дышать воздухом и… наслаждаться оперой! Здесь все как на лучших фестивалях Европы, но в камерном масштабе. Уютно, доступно. Замок. Не знаю, почему сюда едут, — но едут! Есть своя атмосфера.
Атмосфера действительно есть. Маленькие красивые улочки с живописными домиками. Совсем не так, как в старом Таллине, таинственном и загадочном. Здесь все похоже на декорацию для съемки сказок Андерсона — так и кажется, что на балкончик с розами выйдет Герда, а из-за угла появится Оле Лукойе.
Впрочем, на территории замка корреспондента «МК» встретил на Оле, а Дмитрий Бертман, худрук театра «Геликон-опера», который стал героем фестиваля 2019 года.
— Мы здесь уже второй раз. Первый был 7 лет назад, когда мы прилетели сюда прямым рейсом из Москвы. Летели на «Боинге» и, честно говоря, испытали напряжение, когда поняли, что посадочная полоса маленького местного аэродрома уже заканчивается, а мы еще не затормозили. Но все обошлось. Настолько, что нас пригласили снова. Открываемся «Пиковой дамой». За пультом — великий дирижер Владимир Федосеев. А затем покажем мировую премьеру спектакля «Мистер Георг Отс», которую выпустили специально для этого фестиваля в 100-летнюю годовщину замечательного эстонского певца.
«Пиковая дама», сцена из спектакля. Фото: Екатерина Кретова и Гуннар Лаак.
Художественная политика организаторов фестиваля выстроена так, что рядом с безусловными оперными хитами — в геликоновской программе это не только «Пиковая дама», но и «Набукко» Верди — всегда есть спектакли менее «шлягерные», а иногда даже сложные для публики. В нынешней афише таким экспериментом стал шедевр Пуленка «Диалоги кармелиток». Организаторы отлично понимают, что на оперу ХХ века билеты продать сложнее. Но это их принцип: фестиваль не будет развиваться, если не заявлять в программу сложные и современные названия.
Есть здесь и экзотические форматы. Например, опера Курта Вайля «Семь смертных грехов» будет показана ночью. И это правильно: ночь — самое время для грехов.
Показ «Пиковой дамы» на открытии фестиваля прошел триумфально. Звучит банально, конечно, но что делать, если так и было. 2000-й зал поднялся, аплодисменты долго не затихали, зрители кричали «браво». В зале был премьер-министр Эстонии. Сидел скромно, речей не произносил, даже охрану с собой не привел. Был просто зрителем — одним из 2000. Смотреть на этот немаленький зал, полный народа, и понимать, что все эти люди добирались сюда как минимум три часа, привлеченные классической музыкой, радостно. Почти вся публика эстонцы. Приезжают также из Финляндии. Слышала немецкую речь, встретила гостей из Риги. Наших соотечественников немного, но они тоже есть.
Зал полон. Фото: Екатерина Кретова и Гуннар Лаак.
Итак, маленький городок Курессааре на острове Сааремаа зажил фестивальной жизнью. Все ждут главного события — мировой премьеры спектакля «Мистер Георг Отс» в постановке Дмитрия Бертмана.