Нa вxoдe в клуб пoсeтитeлeй встрeчaют дeвушки, примoтaнныe пищeвoй плeнкoй к стoлбaм. A рeбятa в фoрмe силoвыx структур зaбирaют и увoзят нa чeрнoй инoмaркe aктивныx пoльзoвaтeлeй Инстaгрaмa, кoтoрыe снимaют прoисxoдящee. В эпoxу митингoв и «свoбoднoгo» Интeрнeтa этo выглядит впoлнe рeaлистичнo. Пoгружeниe продолжается уже в самом клубе. Чтобы добраться до зала, посетителям нужно пройти многоступенчатый фейс-контроль. Надзиратели в черном измерят вам талию, заставят выполнять странные задания, выворачивать карманы, ползти по туннелю. В несвободном мире царит неравенство, поэтому высокий иностранец выхватит случайных людей из толпы и проведет к входу на танцплощадку как VIP гостей.
Далее посетители попадают в черный-черный зал, где все будет происходить. Вся площадка является местом действия. Свобода наступает постепенно. Первой заговорить о ней выходит Вера Полозкова, задавая тон мероприятия. Поэтесса умеет рассказать просто о сложных и важных вещах. Она зачитывает простые правила: чтобы стать свободнее, нужно сбросить груз чрезмерных ожиданий, перестать требовать от себя невозможного, не обращать внимания на чужое мнение, не бояться оставаться одному и тратить меньше времени на соцсети.
Следующим выступает хореограф Александр Тронов. За пару минут до выхода на сцену танцовщик был примотан к стене малярным скотчем. Он в прямом смысле преодолел несвободу и пришел помочь гостям сделать то же самое. В толпе скованность можно почувствовать на физическом уровне — давка, куча незнакомых людей. Тронов предлагает избавиться от этих ощущений и почувствовать свободу движения, перемещаться по всему залу, менять скорости, исследовать пространство.
Об этом расскажет и его коллега по цеху Никита Орлов. Под его руководством гости фестиваля становятся большим драконом, держась за длинные ленты. Эта практика также направлена на сплочение и умение работать в группе с незнакомыми людьми, а значит, избавляться от боязни толпы. Без этого навыка сложно существовать в современном мире и даже банально спуститься в метро в час пик.
Все эти действа сопровождает невероятное освещение. Пространство разрезает коридор из подсвеченного дыма; на стене у сцены луна сменяет огромное оранжевое солнце. Мелькают прожекторы, превращая зал в большой клуб, а творческие практики — в вечеринку. В течение вечера волонтеры в черных балаклавах раздают гостям черный пломбир, именуемый нефтью.
фото: Мария Бороденко
Идейный вдохновитель Svabod’ы Петр Иванов в эту ночь отвечает за развитие фантазии с помощью пяти креативных техник. Гости фестиваля сразу включаются в процесс, постепенно пропадает и чувство стеснения. В группах им предлагается сделать безбашенное селфи, поделиться своими мечтами и найти десять способов, как узнать, горит ли лампочка в холодильнике, когда закрыта дверь. В команде сразу рождаются неожиданные варианты: положить в холодильник непроявленное фото, заменить дверь на прозрачную и так далее. К слову, от мероприятия к мероприятию звездный состав участников и культурная программа будут меняться.
Корреспондент «МК» поговорил с Петром Ивановым об организации и философии смелого мероприятия о свободе.
— Как пришла идея делать проект такого формата?
— Я хочу развиваться. Учебный процесс, как правило, пассивен. Но необходимо получать какие-то навыки. С другой стороны, хочется ходить на вечеринки, в театр, тусоваться, видеть работы творцов и художников. Svaboda — это синтез развития и вечеринки, workshop и show. Мы изобрели это сами, вдохновились своим внутренним миром. Лично мне этого не хватает, и я решил это соединить в одном проекте. Год назад, в сентябре, и случились первые попытки свободы. В этот раз мы собрали порядка 700 участников.
— Каким был ваш путь к свободе?
— Мой собственный путь к свободе лежал через практику и психоанализ свободы выражения чувств и мыслей. Это десять лет работы в креативном агентстве, танцевальные школы и мастер-классы, которые вели к свободе тела и отсутствию страха. Но мой путь еще не пройден. Я посещаю мероприятия как участник и чувствую, что пока стесняюсь петь при людях, танцевать на улице, иногда говорить правду о своих фантазиях. Нам всем стоит работать над этим, чтобы испытывать счастье свободного творчества и самовыражения.
— Желание говорить о свободе обусловлено контекстом сегодняшнего дня?
— Нет. Оно обусловлено вечным стремлением человека к свободе вне времени, вне пространства. В первую очередь это внутренняя свобода, которая проявляется и во внешней — в ощущениях, мыслях, словах, поступках, творчестве и общении. Наш проект вечный и будет существовать еще тысячи лет. Вспомните, когда вы чувствовали свободу?