Театральный карантин: Фрейндлих общается с правнуками, Усатова вяжет

Мoгучий пoявился нa экрaнe в привычнoй чeрнoй бeйсбoлкe и сoвсeм уж нeoжидaннo в чeрныx пeрчaткax. Сидeл oн зa кoмпьютeрoм, нaжимaл нa клaвиaтуру и упрaвлял всeм прoцeссoм. Нe xвaтaлo тoлькo мaски нa лицe. «Сeгoдня, кoгдa мы всe рaзoбщeны вирусoм, кaк никoгдa вoзрoслa цeннoсть чeлoвeчeскoгo кoнтaктa, — с этиx слoв xудрук БДТ нaчaл прeзeнтaцию. — Прoфeссия aртистa прeдпoлaгaeт кoллeктивнoe творчество, обмен энергией со зрителем. И отсутствие такого контакта, такого обмена, гибельно не только в человеческом, но и в профессиональном (в нашем случае) смысле слова. Именно поэтому, и прежде всего поэтому, возник проект БДТdigital. Я очень надеюсь, что он  позволит артистам нашего театра не прекращать свою профессиональную деятельность, позволит нам не потерять друг друга и своего зрителя. Для меня БДТdigital, в первую очередь, социальный проект».  

Но это только пока. Когда мир придет в здоровое состояние, предложенный формат станет художественным и будет существовать как отдельное направление театра. Могучий предположил: «Вдруг и правда после пандемии мир не будет прежним. Давайте попробуем эвакуироваться, переместиться на другую планету».  И началось странное карантинное представление.

По словам принимавшей трехминутное участие в виртуальной конференции министра культуры Ольги Любимовой, технически все мы были готовы к переходу в online, но морально нет. Но, глядя на артистов БДТ, находящихся в заточении, приходишь к другому заключению. «Вирус нас всех взбодрил», как заявил Могучий, и теперь не хватает времени, чтобы  разобрать многочисленные предложения родного коллектива. Театр закрыт, работа резко прервалась, в частности над третьим эпизодом «Трех толстяков», хотя была близка к финалу, но творческая энергия забурлила. Теперь она реализуется в виртуальном пространстве. Актеры, режиссеры, музыканты, костюмеры создают online-проекты для нового портала. В частности реанимируют забытый радиотеатр, на котором выросло поколение Андрея Могучего и тех, кто старше. И БДТ сыграет в новую игру, сохранив традиции. Перед  online-мероприятиями прозвучат три звонка, как положено в живом театре. 

Андрей Могучий и его команда ушли в online. Фото: Пресс-служба БДТ.

Свой вклад внесла и главная звезда БДТ Алиса Фрейндлих. Карантин, как выяснилось, она проводит у себя на даче. «Настроение оптимистичное. Пока боремся. У меня тут свой домашний театр. Могу пообщаться с детьми, внуками и даже правнуками. А это театр» — так Фрейндлих включилась в виртуальную конференцию и напомнила, что БДТ на треть состоит из молодых, которые и кинулись в стихию online, — «Я с моими старческими скоростями тоже кинулась». Она даже готова к виртуальным репетициям: «Попробовать не вредно». А пока записала рассказы Марианны Гончаровой, объединив их в цикл «Записки из молескина». «Гончарова – замечательная писательница, даже писатель, с необыкновенным чувством юмора и нежности, — сказала Алиса Бруновна. — Я открыла ее для себя и хочу с вами поделиться. Она живет в Черновцах. Ее книжки – редкость. Добрая, нежная интонация этой писательницы сегодня больше нужна, чем драматические вещи». Алиса Бруновна решила идти не синхронно, а  вопреки. Рассказы в ее исполнении можно будет услышать уже 13 апреля. И все же, Фрейндлих мечтает дожить до того момента, когда театр вернется к своему привычному существованию: «Пусть виртуальные веяния будут отдельным видом искусства. Они не заменят то блаженство, которое и есть театр». 

Актриса Нина Усатова тоже проявила готовность к эпохе digital. Она даст уроки вязания на расстоянии всем желающим, а потом из их  работ организует выставку. «Столько воспоминаний пришло в эти дни, когда я разбирала архивы, в которые давно не заглядывала» — рассказала Нина Николаевна и  предложила вспомнить накануне 75-летия Победы о тех, кто воевал – родственниках, актерах БДТ, таких, как Кирилл Лавров. Она напомнила историю, связанную с Ефимом Копеляном. В бытность свою красноармейцем он помог обратившейся к нему женщине, у которой на улице что-то украли. Эта история живет в театре как легенда и была использована в одном из спектаклей.   

Слезы навернулись, когда на экране появились 37 артистов БДТ. Каждый из них пел у себя дома песню «Прекрасное далеко не будь ко мне жестоко» Евгения Крылатова на стихи Юрия Энтина. С 13 апреля этот сводных хор самоизолированных актеров будет исполнять для зрителей новые песни. В  театре это назвали социальным пением.    

Прозвучат сказки на ночь, составившие аудиосериал. Молодой артист Геннадий Блинов записывает тексты  на диктофон под одеялом. Актриса Полина Толстун первой возьмет интервью у Олега Басилашвили (потом и другие актеры будут беседовать со своими коллегами), а также даст мастер-класс на тему  как не бояться публики и выходить в online, улучшать дикцию и быть молодой мамой. В проекте «Выживальщики. Артисты в режиме самоизоляции» его участники в восьмичасовом прямом эфире будут вещать из своих квартир,  представлять себя и свой дом. Зрители смогут виртуально отправиться к ним в гости. 

Поднимут в БДТ и архивы, начнут со старых спектаклей, в частности с легендарной «Истории лошади» 1975 года в постановке Товстоногова с Евгением Лебедевым в роли Холстомера. По словам театрального критика Марины Давыдовой, принимавшей участие в презентации, даже в таком театре как МХТ им. Чехова, нет записей спектаклей. И это всеобщая беда – то, что было востребовано в СССР, потихоньку вымирало годами. Андрей Могучий представит запись 1993 года, которую никто еще не видел, и которую он нашел дома в дни карантина. Это его работа  с Инженерным театром АХЕ.  

В рубрике «Фотовыставка» старейший костюмер БДТ Нина Горлова, начинавшая свою работу во времена Товстоногова, представит экспозицию «Семейный альбом» с редкими закулисными снимками 1970-90-х годов. Запланированы интернет-премьеры, в частности «Лысой певицы» по пьесе Ионеско, которую репетирует Андрей Могучий.  

Любопытно, что в тот же день в Центре Андрея Вознесенского организовали online-встречу театрального художника Ксении Перетрухиной и критика Алены Солнцевой. Они продолжили разговор о том, как существовать театру в те дни, когда ходить в него нельзя. И это получилось так содержательно и высоко духовно, как, возможно, не случилось бы в живом пространстве. Вирус действительно нас взбодрил. Ксения Перетрухина в числе важнейшей составляющей театра называет   тактильные ощущения, прикосновение, которых мы теперь лишены. Пока можем касаться друг друга через экран, если это вообще реально. Искусство существует лишь тогда, когда зритель рядом. А пока его пытаются приблизить любым возможным способом.  

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Обсуждение закрыто.