Тeму oтмeны сeзoнoв и другиx прoблeм извeстнeйшиx aмeрикaнскиx бaлeтныx кoмпaний oбширнo кoммeнтируeт aмeрикaнскaя прeссa. В чaстнoсти, нeскoлькo стaтьeй этoй прoблeмe пoсвятилa влиятeльнaя «Нью-Йoрк Тaймс». В Рoссии тaкoй aпoкaлeптичeский сцeнaрий тeaтрaльнoe сooбщeствo пoкa нe рaссмaтривaeт, нo этo пoкa.
Из дoсьe МК: «Aмeрикaн Бaллe Тиэтр» (ABT) и «Нью-Йoрк сити бaллe» — двe нью-йoркскиe бaлeтныe кoмпaнии, вxoдящиe в числo сaмыx знaчитeльныx бaлeтныx трупп мирa, нaряду с Бoльшим и Мaриинским тeaтрaми, Пaрижскoй Oпeрoй и лoндoнским Кoрoлeвским бaлeтoм.
ABT былa сoздaнa в Нью-Йoркe в 1940 гoду нa oснoвe труппы Миxaилa Мoрдкинa eгo бoгaтoй учeницeй Люсиeй Чeйз и в этoм сeзoнe дoлжнa былa oтмeчaть свoё 80-лeтиe (труппa тoгдa нaзывaлaсь «Бaлeтный тeaтр»; свoe нынeшниe нaзвaниe пoлучилa в 1956 гoду). ABT приoбрeтaeт пo всeму миру сaмыx выдaющиxся испoлнитeлeй бaлeтнoгo искусствa, приглaшaя иx в труппу в кaчeствe прeмьeрoв и примa-бaлeрин. В 70-e гoды кoмпaнию oкoлo 10 лeт возглавлял Михаил Барышников.
«Нью-Йорк сити балле» (NYCB), созданная основателем американского балета, российским эмигрантом Джорджем Баланчиным (Георгий Баланчивадзе), берёт своё начало от Школы американского балета, основанной в 1934 году, вскоре после того как в октябре 1933 года Баланчин по приглашению мецената Линкольна Кирстайна приехал в США. На протяжении последующих лет они создали несколько балетных компаний, которые в условиях военного времени вскоре прекратили своё существование, пока в 1948 году не создали труппу под названием «Нью-Йорк сити балле», которая благодаря гению Баланчина и его соратника Джерома Роббинса (тоже потомка российских эмигрантов) вскоре завоевала международное признание.
Хотя солисты и премьеры и той, и другой американской компаний периодически участвуют в гала-концертах, которые проводятся в Москве и Санкт-Петербурге, в полном составе труппы гастролируют в России крайне редко.
«Чтобы индустрия вернулась к нормальному функционированию понадобится несколько лет»
Мой собеседник, согласившийся прокомментировать «МК» отмену осенних сезонов американских компаний, режиссер и продюсер Сергей Данилян — безусловный эксперт в этом вопросе, поскольку в течение многих лет работает на американском рынке индустрии исполнительских искусств. По его замыслу созданы такие известные программы, как «Короли танца», «Диана Вишнёва: Красота в движении» и многие другие.
-В «Нью-Йорк Таймс» за последнюю неделю было опубликовано несколько статей о ситуации в сфере исполнительских искусств, связанной с коронавирусом, а также заявлений крупных творческих организаций об отмене осенней части нового сезона 2020/2021 — говорит Сергей Данилян. — На самом деле, мы все свидетели того, как сложно проходит коронавирус в США, где самое большое количество зараженных и умерших от вируса людей. В частности, в Нью-Йорке самое большое количество людей из умерших в Америке. Поскольку так сложилось, что вся американская индустрия исполнительских искусств оказалась в катастрофическом положении, основные культурные институты (Линкольн-Центр, Карнеги-холл, такие компании как ABT и «Нью-Йорк сити балле») вынуждены были объявить о том, что они, к большому сожалению, отменяют осеннюю часть своих сезонов. «Американский балетный театр» вынужден был отменить свой юбилейный 80 сезон, который планировалось традиционно провести на сцене Метрополитен-опера.
— Юбилейный сезон знаменитой американской балетной компании должен был ведь пройти как раз в эти июньские дни?
— Сезон должен был проходить с середины мая до начала июля — 8 недель. Это был фактически последний сезон, когда «Американский балетный театр» (ABT), имел возможность проводить свой весенне-летний сезон в Метрополитен-опера в таком масштабе. Потому что Метрополитен-опера была заинтересована в расширении собственного сезона, и нужны были дополнительные недели, поэтому почти в два раза пришлось сократить сроки для ABT на следующий год. Учитывая, что NYCB территориально находится и базируется в театре Дэвида Коха и фактически является операционной компанией этого театра. С тех пор как в этом театре отсутствует нью-йоркская оперная компания, NYCB, грубо говоря, сдаёт его в аренду другим компаниям на этот период, когда они сами там не выступают. Поэтому у нас там и «Американский балетный театр» проводит свои осенние сезоны, и компания Пола Тейлора, и многие другие. В том числе и российская труппа Бориса Эйфмана, очень популярная в Америке.
— Гастроли театра Бориса Эйфмана в Америке проходят тут чуть ли не ежегодно – такова популярность этого всемирно известного коллектива у американцев. Ваша компания Ardani Artists как раз и является их организатором. Намеченные очередные гастроли сейчас, наверное, тоже отменены?
— Когда в марте началась эта история с коронавирусом, мы были в ожидании того, что NYCB откроет свой весенний сезон, и если это произойдет, тогда мы сможем в июне провести гастроли театра Бориса Эйфмана. И поскольку я был всё время на связи с коллегами в Нью-Йорке, то пытался убедить их в том, что эта история достаточно сложная. Ведь штат Нью-Йорк был какое-то время закрыт, дабы локализовать развитие вируса. Был объявлен, как и везде, карантин, но в отличие от России, в США было объявлено Чрезвычайное положение. А в ситуации Чрезвычайного положения, исходя из действующих международных законов, все обязательства между организациями, компаниями потеряли свою силу. Это форс-мажорная ситуация, которую на протяжении двух месяцев я обсуждал с театром Дэвида Коха (в котором базируется, как я сказал, NYCB). Я объяснял, что мы не сможем провести июньские гастроли в силу того, что театр Бориса Эйфмана является иностранной компанией, а для того чтобы иностранная компания могла попасть на территорию Соединенных Штатов, нужно, чтобы работали все институты. В частности, институт эмиграционной службы, творческие профсоюзы, которые дают разрешения на выступления на территории США иностранных артистов. Эти организации были закрыты до начала мая. Потом чрезвычайная ситуация была продлена до начала июня, и стало понятно, что ни о каких гастролях в июне речи быть не может, и гастроли театра Эйфмана перенесли на март 2021 года. Нам повезло — у нас была дополнительная неделя, которую мы держали в марте 2021 года. А буквально через несколько дней NYCB объявил о том, что они не смогут провести весенний сезон 2020 года из-за того, что Чрезвычайная ситуация продлена, и, соответственно, «Американский балетный театр» тоже вышел с этим заявлением. Тем не менее, мы предполагали, что осенний сезон состоится. Но развитие вируса происходило таким образом, что стало понятно: большое скопление людей в театре — нереально.
— И ситуация кардинально изменилась!
— Ситуация стала так складываться, что многие известные зарубежные деятели культуры заговорили о том, что для того, чтобы индустрия вернулась к нормальному функционированию, понадобится, вероятнее всего, несколько лет. Сейчас мы столкнулись с тем, что с марта (без двух с половиной месяцев) получится так, что будет приостановлена вся работа на год. Ведь это не та ситуация, что сложилась в России, когда объявили о том, что с 8 июня можно репетировать в театре.
— В России разрешили не только репетировать. Не так давно Мариинский театр первым в Европе принял зрителей, правда, это было однократное мероприятие.
— Да, в рамках фестиваля «Звезды белых ночей» маэстро Гергиев дал два концерта. Но мы должны понимать, если говорить об Америке, что речь идёт и о том, что никто репетировать там не собирается. Никто не собирается рисковать жизнями своих сотрудников ради того, чтобы что-то репетировать. Понятны последствия всего этого, поскольку занятия по Skype или Zoom – всё это в пользу бедных, что называется. Поэтому ситуация для индустрии катастрофическая.
— У балетных артистов особенно. Если оперные как-то могут и в домашних условиях не терять свою квалификацию, то для балетных артистов это действительно катастрофа. Я слышал, что в Америке в результате пандемии огромное количество балетных артистов остались без работы.
— Не только балетных артистов, хотя у них действительно всё очень тяжело. Ведь речь идёт ещё и о том, что оркестр Метрополитен-опера (и не только Метрополитен-опера) распущен на период кризиса. И музыканты, и хор распущены. Сегодня количество безработных в Америке уже свыше 45 миллионов! Как быстро ситуация может измениться сейчас сложно сказать. Остается только ждать. Я понимаю, что в России уровень смертности ниже. На Западе этому удивляются, но я думаю, что меры, предпринятые изначально, были очень правильными и, благодаря этому, уровень заражения и смертности низкий. Но у нас ежедневно количество зараженных не падает. В этой ситуации, когда начинается поэтапный выход из изоляции, мы пока себе не представляем всех последствий того, что произошло. Но одна из самых пострадавших категорий людей – это артисты оперы и балета, музыканты, работники постановочной части.
«Всё будет зависеть от того, кто придёт к власти на президентских выборах: республиканцы или демократы»
— В России и некоторых театрах Европы театр поддерживает государство. Ситуация в Америке совершенно другая. Выделяется ли театрам какая-либо спонсорская помощь?
— Всё-таки культурное сообщество в Америке функционирует благодаря благотворительности и частным фондам, частным лицам, корпоративной помощи. Да, здесь нет государственного регулирования, но всё-таки существует национальный фонд поддержки искусства, из которого многим была оказана помощь. Недавно и Метрополитен опера, и «Американский балетный театр» получили средства (конечно, не в том объеме, в котором они понесли убытки) в связи с тем, что отменено большое количество спектаклей, что персонал был либо уволен, либо отправлен в отпуск. И это произошло буквально во всех культурных центрах по стране. Сегодня я получил информацию, что Сегерстрем-арт-центр в Калифорнии, с которым мы активно и много лет сотрудничаем, сократил две трети своего персонала: они отправили людей в отпуск, сохранились их рабочие места, но без зарплаты. Карнеги-холл официально объявил о том, что из 270 сотрудников остаются 50 и эти 50 будут на сокращенной заработной плате, и они пока ещё работают дистанционно. То есть ситуация с коронавирусом повлияла на всю индустрию исполнительских искусств катастрофически. Когда стало ясно, что и осенний сезон не состоится, на протяжении последних нескольких дней все пытаются всё перенести. Они могут только планировать: скажем, Метрополитен с 31 декабря, Карнеги-холл с 7 января. То же самое с «Нью-Йорк сити балле».
— А в январе, по вашему мнению, сезоны американских театров смогут открыться?
— Мы должны понимать одну простую вещь, что решение, которое принималось было непростым, но оно основано на анализе, который был представлен американскими специалистами, медиками и вирусологами. Он был основан на анализе общей ситуации в мире и рекомендациях со стороны влиятельных политических кругов. В ноябре состоятся президентские выборы в Соединенных Штатах и, вероятно, расчет сделан таким образом, что всё будет зависеть от того, кто придёт к власти: республиканцы или демократы. И от того, каким образом тогда будет продолжаться или изменится форма поддержки культурных институтов, смогут ли они вообще, даже после Нового года приступить к работе.
— ТЗа кулисами функционирования индустрии исполнительских искусств тоже стоит политика?
— Я думаю, что одним из важных политических обстоятельств принятия решений об отмене осеннего сезона в американских театрах был тот факт, что по всей территории Америки произошли массовые выступления, протестное движение против расизма. Отсюда огромное количество людей незащищенных, не соблюдающих никаких мер безопасности, социальной дистанции. Маски на лицах часто прячут лица преступников самого низкого пошиба. Плюс, официально известно, что и в Нью-Йорке, и в Атланте, и в Миннеаполисе из тюрем было освобождено огромное количество заключенных, дабы предотвратить распространение коронавируса в тюрьмах. Не исключено, что вторая волна может захлестнуть Америку уже осенью, если не раньше. На самом деле это, возможно, и подтолкнуло на то, чтобы не рисковать и не «играть в шахматы».
— Вы имеете в виду шахматную рассадку зрителей в театрах? Это возможность обсуждается и у нас, но очень критикуется руководителями театров и театральными практиками
— Директор Парижской Оперы Стефан Лисснер считает, что рассадка в шахматном порядке несет в себе не только экономический ущерб, но и художественный. Тут факторов много, но самый главный — это вирус, который захватил массы и влияние которого может продолжиться. Возьму на себя риск сказать, что объявленные сроки того, что индустрия исполнительских искусств, в частности в Америке, начнет свои сезоны в начале 2021 года — это ещё под вопросом. Недавно я обсуждал с коллегами возможность весеннего сезона, который, казалось, состоится. Сезон подходит к концу, и никто так и не смог его завершить в зрительном зале. У Линкольн-центра цифры зашкаливающие. Ведь он является держателем недвижимости, сдает в аренду помещения, в которых работают три крупных культурных института: Метрополитен-опера, здание театра Дэвида Коха, где танцуют, и филармонический зал Дэвида Геффена, где базируется Нью-Йоркский Филармонический оркестр. У Линкольн-центра есть и свои программы. И убытки на сегодняшний день колоссальные. Газета «Нью-Йорк таймс» опубликовала данные о том, что центр уже потерял доходы от продажи билетов, от сдачи в аренду помещений на 1 миллиард 300 миллионов долларов. Цифра огромная, поскольку фактически десять месяцев в этом году исполнительские центры не функционируют, и их содержание покрывается за счет средств, которые выделены городом и федеральным правительством. Причем, это средства на содержание этих зданий. Это не средства на содержание персонала.
— Ваши прогнозы?
— Сложно сказать, тем более, что границы закрыты – и европейские, и американские. Надо осенью посмотреть, насколько ситуация будет благоприятна для того, чтобы с Нового года, в январе, начался сезон 2021 года для всей индустрии. Я знаю, что есть специалисты, которые утверждают, что всё это происки врагов, что это грипп, который пройдет. Но мы с вами видим, как умирают люди, и сколько сил вкладывают врачи во всем мире, чтобы спасать зараженных. Эта зараза беспощадна!