Мaрлeн Xуциeв снял пoрaзитeльныe кaдры лeтнeгo гoрoдa, прoмытoгo дoждeм, кoтoрыe в этoм июлe пoстoяннo вспoминaются, кoгдa в Мoсквe oдин ливeнь смeняeт другoй. В дaлeкиe 1960-e мoлoдoй Xуциeв зaбeжaл в тeлeфoнную будку, спaсaясь oт прoливнoгo дoждя, eгo вooбрaжeниe рaзыгрaлoсь и рoдился зaмысeл «Июльскoгo дoждя. Мaрлeн Хуциев рассказывал «МК» о том времени: «Когда я начинал, было замечательное время, появились замечательные поэты, уникальная фигура Булата Окуджавы. Я еще не был с ним знаком, только услышал его песню «До свидания, мальчики» и постоянно ее напевал, гуляя по Москве. Я люблю бродить по городу, смотреть на людей, наблюдать за жизнью. Я – созерцатель по природе, никуда не тороплюсь, Мои картины возникают из ощущений. Никаких специальных задач я не ставлю
Картина обрастает трагическими подробностями, связанными с уходом его создателей. В марте 2019 года не стало Марлена Хуциева. Он дожил до 93 лет, и уходил, страдая из-за смерти жены, с которой лежал в одной палате, переживая за судьбу последней своей картины «Невечерняя», которую так и не закончил.
Фильм стал судьбоносным об актрисы Евгении Ураловой. Она впервые сыграла главную роль. На картине она познакомилась со своим будущим мужем Юрием Визбором. Визбор посвятил своей любимой свою знаменитую песню «Милая моя, солнышко лесное». «Судьба Жени Ураловой после «Июльского дождя» должна была сложиться, но в кино она фактически не снималась потом, — вспоминал Хуциев. — А ведь она — актриса и человек с интересной индивидуальностью. Сегодня особенно важна личность. Героиня Ураловой — безусловно, личность. Именно поэтому картина смотрится, спустя десятилетия».
17 апреля 2020 года Евгения Уралова умерла. До 80-летия оставалось два месяца. В дни карантина она находилась в Израиле, где проходила курс химиотерапии. В Израиле ее и похоронили. Проводить актрису в последний путь близкие родственники, находившиеся в Москве, не смогли. Свою последнюю роль она сыграла в 2019 году в картине «Скажи правду» Андрея Эшпая, и никто не подозревал, что она тяжело больна. Эшпай поделился с «МК» воспоминаниями о том, как впервые увидел актрису в «Июльском дожде»: «Фантастическая картина! Евгения Уралова сыграла там пронзительно, стала для меня и многих людей моего поколения олицетворением времени свободы. Сама она — необыкновенный человек. Ее лицо, проход в начале картины незабываемы. Снимаясь в нашей картине, она была уже больна, но не любила говорить об этом. Казалось, что все, что она делала, было как в первый раз — эмоционально, честно, принципиально. В кадре она умирала, и сыграла точно и трагично, предчувствуя свой близкий уход. Ей не нужны были слова. Она умела быть выразительной без них».
Вслед за Евгенией Ураловой 18 июня трагически ушла из жизни исполнительница эпизодической роли Галина Дашевская, известная помимо своих театральных работ по роли Джамили в «Белом солнце пустыни». Она трагически погибла в подмосковных Жаворонках, попав под поезд. Актрисе было 79 лет.
Актрисам, снимавшимся в «Июльском дожде», подражали, носили такие же прически и платья, как они. Эти прекрасные женщины навеки останутся олицетворением 1960-х с их предчувствием перемен.
Одну из лучших своих ролей сыграл в картине Александр Белявский, жизнь которого тоже трагически оборвалась еще в 2012 году. Незадолго до инсульта у него родилась дочка – очень поздний ребенок. Сниматься из-за болезни он не мог, семья сильно нуждалась, и средства на жизнь помогала собирать Гильдия актеров кино. А потом тело актера нашли возле дома, он выпал из окна.. Ему было 80 лет.
Трагически оборвалась жизнь сценариста картины Анатолия Гребнева. В 2002 году, когда ему было 79 лет, и он переходил дорогу у Дома ветеранов кино в Матвеевском, его сбила машина.
Олег Видов, снимавшийся у Хуциева в «Заставе Ильича», за полтора года до своей смерти рассказал «МК» о своем ощущении того времени, выразив очень точно те настроения, которые сконцентрированы в фильмах Хуциева, снятых в 1960-е: «Марлен Мартынович вобрал в себя понимание оттепели. Его герои — свободные ребята. Они ходили по улицам, целовались, и в этом чувствовалась оттепель, немыслимая до того. Москва вдруг превратилась в Европу, в ней стало почти так, как в Париже с точки зрения взаимоотношений – свободных и чистых. Марлен пригласил незаурядных актеров и людей, и через это просвечивала Москва того времени с надеждами и предчувствиями чего-то нового, интересного. В этом гениальность его картин. Свет его фильмов живет во мне, и я могу сравнить их с великими фильмами неореализма, определявшими время перелома, перехода от насилия к свободе, время надежды на то, что все будет по-другому. И действительно, после этого была какая-то удивительная жизнь».