Исторический музей впервые покажет полную коллекцию работ Рокотова

Выстaвкa «Фeдoр Рoкoтoв. Сoбрaниe Истoричeскoгo музeя» впeрвыe oткрытa для пoсeтитeлeй в пoлнoм oбъeмe. Бoльшaя чaсть экспoнирующиxся прoизвeдeний – этo кaмeрныe пoртрeты мoскoвскoгo двoрянствa. В тoм числе образы поэта Александра Сумарокова, графа Дмитрия Матюшкина и московской красавицы Александры Васильчиковой. Как отмечают в музее, многие из этих работ ранее не демонстрировались, а некоторые впервые стали частью экспозиции только после установления подлинности кисти Рокотова.

«Коллекция работ Федора Рокотова — настоящая жемчужина нашего собрания, и в таком полном объеме она показывается впервые. Причем не только работы самого Рокотова, которые атрибутированы, но и работы его круга, его мастерской», – рассказывает директора музея Алексей Левыкин. По его словам, выставка должна была открыться еще в мае, но из-за пандемии сроки пришлось скорректировать.

ГИМ по праву гордится своей коллекцией работ Рокотова, которая занимает третье место по количеству картин после Русского музея и Третьяковской галереи. Сегодня она содержит 16 подлинных полотен знаменитого портретиста и две копии, написанные им вместе с учеником.

«Копии часто заказывали для близких. Они стоили дешевле и исполнялись обычно в мастерской, руководитель которой мог пройтись своей кистью по верхнему слою и расставить акценты», — рассказывает куратор выставки Людмила Руднева.

Центральное место выставки занимает большой парадный портрет Екатерины II. Это видоизмененная копия картины парижского живописца Александра Рослина, раскритикованная царицей. «Изобразил меня кухаркой и сделал на 20 лет старше!» — негодовала она. Специально заказанный затем Рокотову портрет был предназначен для того, чтобы заменять в копиях с оригинала Рослина изображение лица императрицы.

Портрет императрицы Екатерины II. Художник Ф. С. Рокотов
Фото: Государственный исторический музей

Рокотов неоднократно получал заказы на создание портретов членов царской семьи, что считалось высшим атрибутом признания его мастерства. Каждая работа — шедевр со своими, «рокотовскими» глазами. «В этот раз мы предложили посетителям уникальную возможность — увидеть каждую работу более детально. Для этого на мониторе демонстрируется съемка под микроскопом, рентгеном и инфракрасными лучами. Это позволяет заглянуть в процесс создания картины, отметить скрытые от невооруженного взгляда слои, рассмотреть технику письма Рокотова. А она у него была неподражаема. Художник накладывал мазки разными способами — зигзагом, веером. Он создал удивительные приемы, которые позволяли придавать глазам персонажей живость», — отметила Руднева.

Рокотов первым из живописцев нового времени обратился к теме духовной жизни человека. Его друг, помещик Николай Струйский говорил, что он «проникал во внутренность души», сумел выразить тончайшие нюансы душевных движений языком живописи — посредством красок, линий, композиции.

Сотрудники музея пять лет исследовали фонды, чтобы найти неизвестные работы художника. К тому же, зрители увидят процесс реставрации его картин, снятых на видео в Государственном научно-исследовательском институте специально для этой выставки.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Обсуждение закрыто.