Гжельский музей

   Гжельский музей предназначен для отражения истории промыслов. При создании музея легче всего было скомпоновать образцы местных пород и привозных компонентов, необходимых для производства фарфора.

   Любители, хранители гжельской старины передали музею изделия бытового назначения и предметы производственного обихода. Одними из первых коллекцию пополнили старожилы промысла, отдав в музей самовар и сливочник из фарфора, несколько изделий из майолики конца XIX века. Поступили в музей две майоликовые тарелки того же периода. Несколько скульптур Кузнецовско­го завода пополнили коллекцию из семейного наследства династии потомственных керамистов Чухляевых.

   Пополнение коллекции музея пошло и другим, совершенно неожиданным путем. И связан он с реконструкцией. Приступили к рытью котлована под строительство, и сразу же после вскрытия грунта обнаружилась масса черепков, и даже целиком сохранившихся изделий различной формы и предназначения. Теперь все эти находки можно увидеть на стендах музея. Почти полностью сохранившаяся фарфоровая чашка с хорошо выполненными женскими портретами, с красной каймой поверху или часть неглазурованного кувшина, видимо, относящегося к концу XIX века, дар местных жителей — две декоративные тарелки, выполненные в типично гжельской манере; все это наполняет музей искусствоведческим качеством.

   Глядя на стенд первых послереволюционных десятилетий, даже не специалист понимает: традиционный гжели тут нет, полное смешение стилей и вкусов. Прежние мотивы в какой-то степени сохраняет, пожалуй, лишь тяжеловатый полуфаянсовый лев. А в целом ассортимент весьма пестрый — семейство игрушечных слоников, майоликовая жар-птица по мотивам сказок Ершова, самые разные скульптурные группы. Примечательны здесь лишь две вазы, расписанные совсем еще юной Т. С. Дунашовой: в центре орнамента ее излюбленные знаменитые розы.

   По стендам ясно читается вся история Гжели советской. Период Великой Отечественной войны предельно скуден: фигурки моряков, парашютистов, танкистов из неглазурованного фарфора, простые прямые кружки, поильники для госпиталей.

   В пятидесятые годы на промыслах все еще царило творческое затишье. И поэтому в экспозиции преобладает натура­листическая скульптура с надглазурной многоцветной росписью: петухи, собаки, тетерев. Но здесь уже представлены и работы прославленных мастеров, тех, кто начинал возрождать исконный почерк древних промыслов. Вот композиция Н. И. Бессарабовой «Женщина с копьем», Н. Б. Квитницкой «Балалаечник», Л. П. Азаровой «Сказка о рыбаке и рыбке», созданная по мотивам пушкинской сказки. В каждой из скульптурных групп хорошо прослеживается индивидуальное видение автора, исполнительская его манера.

   Центральный зал отведен творчеству ведущих мастеров нашей Гжели — Н. И. Бессарабовой, Т. С. Дунашовой, Л. П. Азаровой, 3. В. Окуловой, В. Г. Ро­занова. Каждому посвящен специальный стенд, а все вместе они дают яркое представление о художественной палитре нынешнего дня промысла. Здесь же в зале — бюст родоначальника воссоздания гжельской традиции А. Б. Салтыкова.


   Свое место в экспозиции у молодых, чьи изделия получили высокую оценку, специалистов и пошли в производство. Демонстрацию продукции объединения завершают стенды, отведенные подготовленным к производству и перспективным изделиям.

   В одном из разделов собраны материалы по истории Гжели: пожелтевшие от времени архивные документы, фрагменты книг XVII—XIX веков, издания Академии наук СССР, современные газеты и журналы, почетные дипломы и грамоты, которыми увенчан творческий поиск художников промыслов. Все фарфоровые изделия гжель наполнены красотой и символизмом.

   «Спасибо создателям музея! Спасибо замечательным русским мастерам-умельцам! Самые добрые пожелания!» — с этой записью Юрия Никулина в Книге отзывов по настроению и смыслу перекликаются и все остальные.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Обсуждение закрыто.