Культурный шок. В Ивано-Франковской области, прошел грандиозный фестиваль

Нeбoльшoй зaпaднoукрaинский рeгиoнaльный цeнтр прoшeл сeaнс культурныx тeрaпии для рeгиoнoв.

Нa дняx в Ивaнo-Фрaнкoвскe сoстoится Мeждунaрoдный фeстивaль сoврeмeннoгo искусствa PORTO FRANKO ГOГOЛЬFEST. Oн oбъeдинил извeстный кaпитaлa фeстивaля и мeстнoй твoрчeскoй кoмaнды.

Рeзультaт был бeспрeцeдeнтный для рeгиoнaльныx в Укрaинe сoбытия культуры, кoтoрaя нaсчитывaeт бoлee 100 мeрoприятий пo нaпрaвлeниям тeaтр, музыкa, визуaльныe искусствa, кинo и литeрaтуры. Журнaлист дeлится впeчaтлeниями учaстникoв o сaмыx нeoбычныx и зaпoминaющиxся сoбытий фeстивaля, пишeт Aлeксeй Гвoздики в кoличeствe 24 выпуск oт 24 июня 2016 гoдa.

Жeлeзнoдoрoжный, бaрoккo

Пoзднo вeчeрoм, чтoбы пoпaсть в пoмeщeниe ивaнo-фрaнкoвскoгo жeлeзнoдoрoжнoгo вoкзaлa, дoлжны прoтискивaться чeрeз тoлпу. Пoxoжe нa кaкoй-тo сцeнe мaссoвoгo пoбeгa в стaрый фильм o вoйнe. Тoлькo никтo в руки ни бaгaжa, нo вмeстo прощальных возгласов — приглушенный шум, как если бы, в фойе театра перед премьерой.

Внимание общественности сосредоточено на центре зала. Там подиум, вокруг которого сохраняется оцепление волонтеров в футболки черные с названием фестиваля. И без того плотная толпа продолжает расти: зрелые дамы в платья и короткие стрижки подростков спортивные шорты, журналисты номеров, элегантные, студенты, мамы с детьми…

Когда в зале, кажется, начинает поп по швам, волонтеры создают в толпе живой коридор. Железнодорожный вокзал взрывается аплодисментами, и на подиум выходят музыканты ивано-франковского камерного оркестра » ГАРМОНИЯ НОБИЛЕ. Последней на сцене появится оперы звезда Лена Белкина — девушка ведет себя спокойно и естественно, как в привычной обстановке концертного зала.

Фото PORTO FRANKO ГОГОЛЬFEST

Лена Белкина не раз решил дать концерт на вокзале

В момент, когда начинает играть музыка, головокружительные. Скрипка и виолончель звук, как в соборе, — оказывается, на станции такого же комплексного. Голос Белкиной органично вписываются в ситуации необычной сложной музыки барокко не помешает, даже шум товарного поезда, который проходит через станцию.

— Я первый раз в жизни я услышал оперную музыку «живой». Теперь хочет, чтобы в произведение — я никогда не думал, что это так весело, — делится со мной впечатлениями ивано-франковской девушка, Мария.

По окончанию концерта, зрители расходятся, но мне можно короче, чтобы поговорить с Еленой Белкиной. В Ивано-Франковске всего за несколько часов, и поездка сюда-это явление, вышел. Как объясняется позже, организаторы фестиваля, программа Лена расписан на несколько лет вперед. 27 лет оперы «звезда», детство которых прошло в уже несколько лет, выступает на сценах оперы в Вене, Лейпциге, Токио, Мадрид и другие города культуры.

— Для меня, концерт в Ивано-Франковске, это необычный опыт. А организаторы схитрили — сначала просто приглашены на фестиваль, и только потом признал, что выступление будет проходить от железнодорожного вокзала.

— Исходя из вашего опыта, как часто современной оперы музыка покидает пределы концертных залов и звучит в этот нестандартный формат?

— Все виды искусства развиваются и оказывается, опера — не исключение. Сегодня мало интересных кринолиновые платья и атмосферу прошлого века. Таким образом, все больше и больше режиссеров пытается обновить и работать, чтобы привлечь новую аудиторию, за рамки традиции. Хотя еще вокзал-это действительно смелый эксперимент.

— Почему смелый? Что вас больше смущает?

— Музыка барокко комнате, а здесь собралось так много людей, было ясно, что будет принимать такое искусство неподготовленная аудитория. Тем более, что железнодорожный вокзал — очень шумно место, я жил, как бы это не помешало выступлению.

— И когда, во время концерта на станции товарный поезд прошел, шум не мешает?

— Действительно, пошел поезд? Честно говоря, я не заметил, — смеется певица.

Децентрализация в действии

Одним из мероприятий фестиваля начинается на автобусной остановке. Это единственное заявленное событие, то, что происходит в историческом центре города. За исключением нескольких счастливчиков, журналистов, которые заранее договорились с организаторами, действия будут видеть случайные пассажиры городской маршрутки.

Суть эксперимента называется Децентрализация — узнать, как реагируют случайные люди на академической современной музыки в общественном транспорте. Несколько музыкантов Национального академического духового оркестра Украины сидят в обороне, следующие на окраине города, и будут исполнять произведения, легко понять и популярных является тот факт, что среди небольшой горстки ценителей.

Музыкант, с которым я буду иметь, чтобы бродить вокруг города, играет на кларнете. Большой тип очки, с инструментом в руках заметно выделяется среди других пассажиров, хотя они, кажется, не обращают на него внимания. Кларнетист садится на заднее сиденье и начать извлекать музыку. Мы трогаемся с места, и в считанные секунды пассажиры начинают оборачиваться, зная, что происходит что-то странное.

Кларнет, изящные звучания на любой сцене, в замкнутом пространстве маршрутки издает резких и иногда даже неприятных звуков. Да, и репертуар выбрал, что называется, не для широкой публики.

— Какой позор! — начинает возмущаться пожилая женщина, глядя вверх на небольшой книжке, кажется, религиозных. Но затем женщина стушевывается и идти дальше, обижено поджав губы.

Водитель, который уже взял интервью на тему отношения к современному искусству, смириться с тем, что происходит, и ситуацию не комментирует. Да, и другим пассажирам через несколько остановок, кажется, привыкнуть к необычные звуки.

Фото PORTO FRANKO ГОГОЛЬFEST

Пассажир маршрутки невольно стали зрителями и слушателями фестиваля

В какой-то момент воздух начинает наэлектризовываться. Маршрутка уже отъехала далеко от центра города, часть пассажиров вышла, и удалось между нами — жители спальных районов. Великим человеком, с человеком, стоя рядом со мной, недовольно сопит, глядя на музыканта и медленно багровеет.

— Что вы здесь играете? Вы, почему люди мешаешь идти нормально? — срывается он, в конце концов.

Я пытаюсь его успокоить, но без особого эффекта.

— Ты что, оглох? Иди домой играть! Сейчас я тебя выведу отсюда! — он распаляется все больше и больше, обращаясь к музыканту.

И здесь, для музыканта неожиданно вступаются остальные пассажиры маршрутки.

Это настоящая музыка, и вам нужно только шансон в маршрутках играет? — повышает голос безвредные типы студентка. К ней подключается пожилая женщина:

— Стыдно вам должно быть. Вы не знаете, что сейчас события в городе происходит? И даже в Европу хочет! Мне не нравится, — приводят к другой дороге.

Огорошенный таким отпором мужчина останавливается полностью. Остальных пассажиров, он расслабляется, видя, что конфликт исчерпан. Однако, только через стоп-мы с музыкантом пришло время, чтобы выйти. Децентрализация состоялась.

Визит в клетке

Зритель, который пришел в шоу-Собаки клетке основатель ГОГОЛЬFEST режиссера Владислава Троицкого, сталкиваются с первый шок еще до начала спектакля, только вошел в зал. Вместо театральной сцены с декорациями увидеть огромную двухэтажную клетку железа.

В этой клетке будут играть актеры, в нем — зрительские места. Собачья будка — произведение на злобу дня. Здесь голые самые искренние и беспристрастные вопросы о современной жизни в Украине и уровня сознания каждого человека.

Первое действие спектакля-это не для слабонервных. Зрители сидят на втором этаже клетки, а также в нижней части под металлические решетки играют актеры. На первом этаже — что-то среднее между нацистским концлагерем и дом в антиутопической литературе. Большая часть актеров, одетых в лохмотья — рабов, которые смотрят несколько надсмотрщиков.

Практически все первое действие воспроизводит один день из жизни этого концлагеря. Надсмотрщики издеваются над пленными, жрут под звуки российской попсы, заключенных между истязаниями поет популярные песни украинской. Крики, нелепые, нервирующие ситуации, сцены физического насилия… Эмоции не из лучших, противнее всего понимание, как аллегория описывает современное украинское общество, частью которого вы точно не «в клетке», чтобы почувствовать особенно остро.

Второе действие происходит в темноте. Актеры играют на различных музыкальных инструментах, поют и произносят монологи разных авторов. После первого шока от действия близка к медитации.

Фото PORTO FRANKO ГОГОЛЬFEST

Собачья будка — шоу, которое учит нас, что за свободу нужно бороться

Действие начинается с того, что потолок клетки более зрителей укладки плитки. В полной темноте, два актеры готовятся забивать доски с гвоздями — символические похороны зрителей. Но перед этим я даю шанс отказаться от такой участи.

— А ты кто? Какого рода-племени? Может у вас есть какой-то песни? Может, вы гимн споете? — вызывает актер, свет фонарика через борт.

Зрители молчат. На помощь приходят другие актеры, которые начали петь гимн украины. В темноте зала звучит сильно, но совсем без пафоса.

На самом деле, это главный вопрос спектакля способен ли ты сделать что-то в себе, или вы будете сидеть тихо, пассивно, наблюдая жизнь

Влад троицкий, режиссер

— Как правило, в эти моменты в других городах Украины зрители начинают петь — мы рассчитываем на реакцию аудитории», — говорит святой троицы, после шоу. — В турнире во Франции, был случай, когда общественность стала бить в борт и пели Марсельезу. На самом деле, это главный вопрос спектакля способен ли ты сделать что-то в себе, или вы будете сидеть тихо, пассивно, наблюдая жизнь.

— Так надо было со зрителями предварительной репетиции провести, — шутит кто-то из зала.

— К свободе нужно быть готовым всегда…

Шанс развития

Здание Ивано-Франковской администрации, это громоздкое серый советского здания, которые напоминают комод, — точная копия своих собратьев из других областных центрах.

Обзор архитектуры на площади перед этого здания выдержана в тех же строгих цветов. На правой стороне области, жилой дом, стена, которая выделяется из общей картины светлое пятно. Это Его работа Микитенко, художник, который в прошлом году выиграл приз лондон, галерея современного искусства Саатчи.

Абстрактные цветные цифры выглядят малопонятно, но интересно. Мурал возле администрации — один из четырех, созданных во время фестиваля, в Ивано-Франковске. Рядом местные тележурналисты осуществляется опрос жителей.

— Вам нравится то, что нарисовано на этой стене?

— Да. Больше бы в этом городе, — отвечает одетый в такие же яркие, как на стену, цвет студент.

— Я не думаю, что это искусство. Здесь, в целом, не ясно, почему», — говорит женщина в деловом костюме.

— Я не понимаю, что здесь нарисовано, но лучше так, чем просто серые стены, — улыбается подвыпивший мужичок.

Подслушиваю ответы. Из двух десятков респондентов, в основном это относится к искусству положительно. Хотя много и тех, кто категорически не принимает такого «вандализма».

— У нас в стране, как правило, очень плохо разбираются в культуре. В визуальном искусстве современном — то же самое. Таким образом, никто не ожидал, что все население маленького Ивано-Франковск будет достаточно этих картин. С другой стороны, это город, который выбрал европейское направление развития. И для того, чтобы продвинуть его в этом смысле современное искусство — обязательный элемент, — говорит куратор визуальной программы PORTO FRANKO ГОГОЛЬFEST Даша Кольцова.

— Но зачем навязывать современное искусство люди, большинство, кто его и не собирается понимать?

— Что такое шоковая терапия. Люди видят то, что, в принципе, это возможно. И местные художники обращаются ко мне с благодарностью и говорят, что после такого, условно говоря «радикальные» экспериментов, их будет легче продвигать в этом городе, что-то новое.

***

Этот материал был опубликован в № 24 журнала Корреспондент от 24 июня 2016 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на веб-сайте Корреспондент.net можно ознакомиться здесь.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Обсуждение закрыто.