Кaжeтся, лидeр группы Тэм Булaтoв нe мoг нe oтрeaгирoвaть нa слoжившуюся в стрaнe ситуaцию: этoт aртист всeгдa oтличaлся oсoбoй внутрeннeй чуткoстью, нaблюдaтeльнoстью и глaвнoe — пoвышeннoй чувствитeльнoстью к прoисxoдящeму, сoxрaняя при этoм спoкoйствиe и чувствo стeржня. Нeслучaйнo имeннo Lumen в нaчaлe 2000-x стaли тeми aртистaми, кoтoрыx eщe с прoшлoгo вeкa принятo нaзывaть «бoльшими гeрoями» в рoкe. Дa, мнoгиe кричaли и прoдoлжaют кричaть, чтo врeмя тaкиx гeрoeв прошло, и действительно, если 80-е в России в этом смысле были годами урожайными, периодом расцвета многих рок-групп, которые не просто выражали в творчестве протестные настроения, а резонировали с огромными количеством людей, вели за собой тысячи поклонников, то потом произошел спад, герои действительно стали вырождаться. В этом смысле Lumen – исключение из правил. С одной стороны, они продолжили традицию и привлекли огромную, многотысячную аудиторию, взлетев в нулевые на пик популярности и продолжив набирать обороты, с другой – переняв важную историческую эстафету, они уже предложили публике нечто свое, музыку, которая актуально зазвучала в дне сегодняшнем. В их репертуаре есть и мелодичные красивые баллады, лирические композиции, но очень много и таких, в которых Тэм вскрывает язвы времени, без ужимок и кокетства, прямолинейно и ясно выражает свою позицию на злобу дня. Что ценно – это не просто эмоциональные всплески, неряшливо выброшенные в пространство, а взвешенные, сформировавшиеся в художественное высказывание мысли.
Два года назад команда громко отметила 20-летие, ознаменовавшееся долгим эпическим туром. Разменяв третий десяток, коллектив продолжает держаться на гребне волны, выходить на сцены крупнейших в стране площадок, выпускать новые песни. В начале апреля вышел кавер на песню «Гражданской Обороны» «Хороший царь и знакомая вонь». Сейчас следом появилась «Весна» и стала настоящей шокотерапией – собственно, как и это календарное время для многих. Логичным образом сложилось так, что два трека дополняют друг друга. Это, кстати, подчеркивает и их оформление – обложки в черно-белых тонах, и там, и там – колючая проволока, только на первой на ее фоне виднеются стены всем знакомой и самой известной в России «крепости», на второй же появляется металлическое ограждение и вид на набережную. «Под громогласное молчание народных масс, под тихий ропот из углов последних нас бьет по вискам веселый високосный год, мы ждали оттепель – нас ждал знакомый лед», — поет Тэм Булатов в начале «Весны», и в голове невольно всплывают знаменитые слова Егора Летова «мы лед под ногами майора» — и здесь аллюзия к наследию «Гражданской Обороны». Выпуклые, яркие и реалистичные образы сменяют друг друга: «в ящике страна – давай, фокусник, пили!», «кому придет корона, а кому коронавирус». Обрамлены они не обнадеживающим припевом о том, что «будет все хорошо – хорошо беспросветно». Лидер группы написал в соцсетях: «Меня, как и многих, в первую очередь волнует ситуация с пандемией. Но, помимо этого, в нашей стране подняли важный вопрос о внесении изменений в Конституцию. Я против внесения поправок единым пакетом — это лишает нас возможности поддержать одни изменения и предотвратить другие. Новая песня появилась из размышлений о происходящем. Обе эти ситуации — пандемия и реформа, рисуют для меня общую не радужную картину будущего». По горячим следам «МК» связался с артистом, чтобы подробнее поговорить и о новой работе, и о новой реальности.
Фото: Алексей Махов.
— Картина будущего, которая вырисовывается сейчас, не внушает у многих доверия и радости пока не вызывает. Что в этой ситуации может сделать каждый из нас (если может)?
— Смотря, о чём идёт речь… Вижу три аспекта. Первый — пандемия. Очень мало информации. Поэтому считаю, что всем нужно перестраховаться и исходить из того, что ситуация развивается по самому плохому сценарию. Поэтому поддерживаю все меры, которые были организованы для борьбы с новым вирусом. Сам их соблюдаю и отрицательно отношусь к ковидоскептикам. Они могут быть правы, и тогда никто не проиграет. Но они могут быть и не правы, и тогда своим поведением подвергнут риску себя и других. Второй аспект — экономический. Читаю разные истории о том, как ведут себя люди. Кто-то снижает арендную плату на жильё. Другие — повышают ту же плату на торговых площадях. Кто-то выгоняет работников в неоплачивамые отпуска. Другие — ищут возможность помочь своим сотрудникам и устраивают грандиозные распродажи, сильно теряя в прибыли, но имея хоть какой-то фонд заработных плат. В этой сфере каждый из нас может себя проявить — поступить так, как хотел бы, чтобы поступили с тобой. Перестать показывать «звериный оскал капитализма» и поддержать других в трудную минуту. Третья сторона вопроса — политическая. Новости затмили конституционную реформу. Мы считаем её несправедливой. Социальные блага, предусмотренные в поправках, не должны реализовываться в обмен на «обнуление» и реструктуризацию органов власти. Поэтому выступаем за то, чтобы поправки принимались не единым пакетом, а так, чтобы можно было за каждую поправку голосовать отдельно. И здесь каждый из нас тоже может действовать. Давайте хотя бы обсуждать грядущие реформы в публичном поле — у многих прямо сейчас есть на это время. Закончатся ограничения — можно будет действовать активнее. Хотелось бы к этому времени иметь сторонников.
— Способствуют ли каким-то образом бездеятельность и равнодушие людей тому, что происходит в стране?
— Нет, я так не считаю. Люди начинают задумываться о сложных конструкциях только тогда, когда у них всё очень хорошо, и на это просто есть время. Та самая теория Маслоу. И когда у них всё плохо. Большинству было всё равно, потому что у них было «нормально». Теперь многим стало тяжело. Поэтому самое время с новыми силами продолжить широкий разговор о происходящем.
— Два последних трека Lumen органично соединились в диптих. Задумывалась ли эта история в формате дилогии изначально?
— Да. Мы уже записали кавер на «Гражданскую Оборону», когда появилась песня «Весна». Работа над ними шла параллельно. Кавер сводили, «Весну» записывали. Последняя работа, которую мы успели записать до самоизоляции. Но у нас ещё есть записанный ранее материал. Сейчас работаем над ним удалённо. Поэтому мы не в отпуске.
— Как сказалась сложившаяся ситуация в музыкальной индустрии на деятельности группы?
— У нас перенеслась вторая часть тура и зарубежные выступления. Мы сконцентрировались на новых песнях. Их и так было достаточно. Но теперь, как раз из-за ситуации, есть время сочинять ещё. Работаем в том направлении, в котором сейчас получается.
— Возможна ли в этой ситуации какая-то новая музыкальная стратегия, и есть ли она у вас?
— Да, я думаю, что это общая стратегия для всех музыкантов сейчас. Превратить вынужденный отпуск в творческий, чтобы время не тратилось зря.
— Какие перспективы ждут музыкальную индустрию в России в будущем?
— Мне сложно сейчас смотреть в будущее этой сферы. Всё станет понятно ровно тогда, когда будут разрешены культурно-массовые мероприятия. В этот момент станет понятно, как инфраструктура пережила кризис: какие концертные площадки, организаторы и прокатные конторы продолжат деятельность.