В живописи рубеж XIX-XX вв. и обозначился активный поиск новых форм. Русское искусство никогда не знала такого количества групп, школ и направлений, как в этом переходном периоде. Художники обосновывали свои теоретические взгляды в программах различных «платформах», выставки предварялись сложных декларациями и манифестами. При всей мозаичности изобразительного искусства, постепенно контуры двух основных течений — москве и санкт. петербурга, в которых проявляются общеевропейские тенденции.
Мамонтовский кружок, группировавшийся с 1872 г. вокруг известного мецената С. И. Мамонтова и имели свои «штаб-квартиры» подмосковное имение Абрамцево стало одним из художественных центров. Народ, как отображение в лирико-эмоциональных образах жизни народа и постижение народной поэзии становится основой для творчества художников, рядом с ней чашку.
В. М. Васнецов (1848-1926) был одним из первых, в чьем творчестве преломились эти идеи. С 1880-х годов., попытка по созданию «подлинно национального» русского искусства, он обратился к фольклорно-эпической темы. Художник пытался объединить жанрово-бытовой живописи со стилистикой народных («Аленушка», «Иван-царевич на сером волке», «Богатыри»). Он занимался росписью собора. Чудесны его архитектурные проекты: «Избушка на курьих ногах» в Абрамцеве, собственный дом в Москве, фасад Третьяковской галереи.
Близко к мамонтовскому кружку, был художник М. В. Нестеров (1862 — 1942), которая также привлекла народные традиции. Начиная с жанровых картин в духе передвижников, он с 1880-х годов. нашел свой духовно-религиозный и этический идеал в просветленной, духовной красоты людей, пренебрегших мирской суетой. Он искал красоту в религиозной легенде, в безмолвном единении с природой («Пустынник», «Видение запроса Варфоломею»).
Оказывается, что существуют картины, выполненные из кристаллов Swarovski. К сожалению, на фото не оценить их удивительный внешний вид, поражающий своим великолепием. Картины Сваровски, кстати, можно купить в интернете с доставкой в Россию.
Один из лучших отечественных пейзажистов был И. И. Левитан (1860 — 1900), ученик А. К. Саврасова и В. Д. Поленова. Левитан создал так называемый пейзаж настроения, когда природа одухотворяется незримым присутствием в ней человека. Постепенно художник из конкретных пейзажей переходит к поэтическому обобщению типичных черт российского характера («Вечерний звон», «омута», «Березовая роща», «Над вечным покоем»). И. И. Левитан дал преимущество переходные моменты в природе: весна — осень; утро — вечер и т. д.
Самым ярким представителем русского импрессионизма является К. А. Коровин (1861-1939), тонкий мастер реалистичные пленэрной живописи. Ему удавались как эмоциональные пейзажи («Зимой»), так и жанровые картины («балконы»). Под влиянием импрессионизма разработала широкий декоративный стиль, в котором он писал красочные, зрелищные театральные декорации. Его картины сверкают и переливаются цветом, показывая, праздник, цвета, воздуха и света.
Многожанровым художник В. А. Серов (1865-1911). Лучшие из его ранних работ — «Девочка с персиками». Потому что удивительным колористом, художник прекрасно знал отображать световоздушную среду. В своих портретах он не только утверждал идеал юности и красоты, но и заложены характерные психологические черты человека. С 1900-х годов. после того, как он стал членом группы «Мир искусства», он все более сближается со стилистикой модерна. В более позднем искусстве художник обратился к исторической теме («Выезд Петра II и цесаревны Елизаветы Петровны», «Похищение Европы»). Лучшие произведения В. А. Серова принадлежат вершины русского реалистического искусства.
М. А. Врубель (1856-1910) после того, как переехал в Москву из Киева, где много работал над иконами и росписями Кирилловской церкви, сблизился с кружком Мамонтова, предназначенное для представления его частной оперы («Садко» и «Сказка о царе Салтане» Н. А. Римского-Корсакова). Его искусство сближают с символизмом «вечные», почерпнутые из истории и мифологии, темах, которым художник дает налет с многозначительной тайны («Пан»).