Этот человек-культ и практически самая загадочная человек средневековья.
Все его творения, тайны и легенды, и до сих пор вызывает споры в кругах ученых мужей. Некоторые говорят, например, что в своих работах Леонардо закодировал тайный смысл Библии и раскрывает истинную историю Христа. Другие считают, что полотна да Винчи полна символов, что приведет к немыслимым, сокровища и святыни, например, к Святому Граалю. Некоторые убеждены: художник на всех своих знаменитых рисунок показывает характер бога! Стоит только поднести зеркало к определенному участку ткани, на которые могут указывать руки персонажей, как от него, что нас мнения грозный еврейский бог Господь, бог, или христианский Господь, а может быть даже и Сатана…
Еще в очень молодом возрасте, Леонардо начал упражняться в живописи в мастерской художника Андреа Веррокио. Позже он переехал из маленького города на западе Флоренции в Милан, где его талант развился до невероятных высот.
Все, что только прикасались руки гения, будь бесценные творения искусства или науки. В его рукописях встречаются технические и анатомические чертежи, схемы невиданных доселе аппаратов и машин, которые впоследствии помогли Человечеству сделать шаг в сторону прогресса. Леонардо исследовал мир во всех его формах: увлекался ботаникой, геологией, анатомией, физикой, астрономией, механикой, из-за чего он сделал много открытий. Но мир знает его, прежде всего, как великий художник, архитектор и скульптор.
За свою жизнь Леонардо да Винчи создал бесценные шедевры. Многие из низ них теперь принадлежат к мировой и искусства, хранящиеся в лучших музеях по всему миру: знаменитая фреска «Секретный ужин», алтарный образ «Мадонна в гроте», идеальный в своих пропорциях «Витрувианский человек», образ «Мадонна с младенцем», и, возможно, самый красивый и загадочный портрет – «Мона Лиза»…
Много споров вызвал первый коммерческий заказ да Винчи – алтарный образ для капеллы Непорочного зачатия – «Мадонна в гроте».
Картина существует в двух вариантах, один из которых находится в Лувре (Париж), другой – в Лондонской Национальной галерее. Художник начал над ним работу в 1483 году, но в начале оставил картину у себя, из-за проблем клиентов в отношении оплаты.
Закончил ее только после 10 лет, но и сообщения должны повторять изображения. А в 1508 году, с участием свого ученика Амброджо де Предиса, художник, несколько видоизменив, все же, закончил второй вариант картины, который в настоящее время находится в Лондоне. Изображения на эти два полотна во многом отличаются.
Луврский вариант:
На рисунке показано встречи Девы Марии с маленьким Иоанном Крестителем и архангелом Уриилом. Действие происходит в скальном гроте египетской пустыни. Святое Семейство якобы скрывалось здесь от царя Ирода. Этот эпизод не описан в Евангелии, но она является неотъемлемой частью христианской мифологии.
В центре пещеры мы видим Деву Марию, с которой находятся два ребенка. Считается, что ребенок, который сидит справа от Марии, которого она обнимает за плечи, — это Иоанн Креститель. С другой стороны от нее — маленький Иисус. Он сидит со скрещенными ногами, и правой рукой, как будто благословляет другого мальчика. У Иисуса над головой висит ладонь Богоматери и вытянутый вперед палец архангела Уриила.
Лондонский вариант:
Фигуры персонажей выглядят немного больше, в зависимости от их головами дорисованы нимбы. Архангел Уриил больше не указывает пальцем на ребенка, сидит с правой стороны Божьей Матери, который на этот раз держит удлиненный крест – символ Иоанна Крестителя.
Любители решения чит-коды и секреты узрели в первом случае рисунок тайное послание: младенец возле Марии не Иоанн, и Иисус, и именно это он любит Иоанна Крестителя, а не наоборот! Это соответствует традиции тамплиеров, которые, прежде всего, чтили Иоанна и поклонялись ему. Таким образом, и сам Леонардо был примерно на этом таинственному порядку. Ну или его Мастер, как считает писатель Дэн Браун и его последователи.
Если вернуться к теории зеркал, то ее последователи намекает: посмотрите-ка пристальнее на «Мадонна в гроте», вооруженный волшебным стеклышком, и вы увидите много интересных библейских…
Правда ли это или нет, еще не известно, но, зная любовь Леонардо к зеркалам и его страсть к тайным шрифтам, которые можно прочитать только в отражении, можно предположить, что угодно.
В целом, картина «Мадонна в гроте», как и другие шедевры да Винчи, ничуть не приближает нас к разгадке его тайны. Как раз наоборот – ухудшается, туман загадочности его лицо. И это побуждает ученых всего мира, а также обычных людей, исследовать, расследовать, разгадывать, разгадывать, и просто полюбоваться большим искусством Мастера.
Поэтому те, кто хочет воочию увидеть и другие таинственные полотна, и выдвинуть свою теорию, могут отправить в парижский музей Лувр и прикоснуться к этим творениям в любое время (только руками не трогать!).
Ирина Кондратенко © Gallerix.ru