Насилие и секс: шокирующее искусство Древнего РимаСюжет

Прoизвeдeния искусствa, кoтoрыe мы считaeм шoкирующими и эрoтичными или жeстoкими, в Дрeвнeм Римe были впoлнe приeмлeмыми.

Житeли Дрeвнeгo Римa искусствo любить, пoлoн нaсилия и сeксa. Нeкoтoрыe oбъeкты культуры тoй эпoxи мoгут пoкaзaться нaм испoлнeнными нeпристoйнoсти и жeстoкoсти, нo римлянe, вoзмoжнo, смoтрeли нa ниx другими глaзaми, пишeт aвтoр BBC Culture.

XVIII вeкa-был дeйствитeльнo успeшным для aрxeoлoгoв. Имeннo тoгдa были oбнaружeны oстaтки Пoмпeи и Гeркулaнумa — римскиx гoрoдoв, пoгибшиx при извeржeнии вулкaнa Вeзувий в 79 ad. Нa Виллe пaпирусoв нeпoдaлeку oт Гeркулaнумa в прoмeжуткe мeжду 1750 и 1761, под слоем пепла обнаружили 85 античной скульптуры.

Но были и неловкие моменты. Представьте себе, как должны были чувствовать себя члены поисковой партии весной 1752,, откапывая в присутствии правителя Неаполитанского королевства Карла VII самую возмутительно известную из найденных на вилле скульптур. Вырезал из блока итальянского мрамора, она представляла собой бога плодородия и скотоводства Пана, занимающаяся любовью с козой.

Правой рукой Пан крепко держит козу за клочковатую бороду, притягивая голову животного к себе и, глядя ему прямо в глаза. Короля такая откровенная находка, мягко говоря, смущает.

В отличие от большинства предметов, найденных в XVIII веке на развалинах Помпеи и Геркуланума, эту скульптуру спрятали от общественности. Давайте взглянем на нее, можно было только с разрешения монарха. Однако, помимо ужаса находка вызвала и любопытство. Слух о непристойная скульптура распространилась в Европе, и она быстро превратилась в объект паломничества англичан, которые Gran tour (обязательного в среде европейских аристократов образовательные путешествия).

Британский скульптор того времени Джозеф Ноллекенс по памяти воссоздал скульптуру в виде терракотовой реплики, хотя в его исполнении пучеглазая коза скорее удивлена До внимания, в то время как животное с римского оригинала выглядит почти покорной.

Один из самых скандальных произведений древних — статуя бога пастушества и скотоводства Пана с козой, обнаружили в развалинах Геркуланума в 1752,

Он подозревая, Ноллекенс подчеркнул в своей реплике аспекты похотливости и сексуального насилия, хотя оригинал мог казаться римлянами гораздо менее вызывающим. Различных культур по-разному воспринимают те же явления. Произведения искусства, которые мы считаем шокирующе эротичными или жестокими, в Древнем Риме были вполне приемлемыми.

В наше время скульптура Пана с козой вновь вызывает у публики учащенный пульс. Как правило, вы можете увидеть в Секретный кабинет, Национальный археологический музей Неаполя, вместе с рядом других эротических образцов римского искусства. А в 2013 году, До этого времени заемщик лондона, Британского музея, в рамках выставки «Жизнь и смерть в Помпеях и Геркулануме». Неприметная табличка на входе предупреждает посетителей о том, что выставка «включает материалы откровенного».

Зловещие сады

В наши дни, велик соблазн определить скандальную находку в категорию эротики низкого пошиба, но не будем торопиться. Вилле папирусов хранилась также и библиотека из сотен свитков. Вероятно, владелец скульптуры был образованным и начитанным.

Конечно, можно предположить, что при всей утонченности хозяина виллы ему доставляло удовольствие шокировать гостей непристойностями. Однако, даже при поверхностном ознакомлении с древнеримским бытом становится очевидным, что такого объяснения не достаточно. В наши дни, люди часто размещены в саду декоративные фигурки гномов. А римляне предпочитали более сексуальные и кровожадные образы. На той же выставке в Британском музее были представлены две скульптуры из мрамора безупречного исполнения-пара ревущих от ужаса оленей, осаждаемых рычащими охотничьими псами. Собаки грызут уши жертв, впиваясь когтями глубоко в оленью плоть.

Типичный образец жестокости в древнеримском искусстве, датируемый 1-79 гг. нашей эры и найденный в Геркулануме: два оленя, на которых нападает стая собак

Хотя непристойности в этих скульптурах нет, они, тем не менее, очень жестокое шоу. И, несмотря на безопасное мастерство ваятеля, по современным стандартам, такие тревожащие воображения сцены могут показаться довольно актуальны в качестве украшения сада. Так же, как и ноги на экране, в том же зале мраморная статуэтка подвыпившего пузатого Геракла, собирающегося справить нужду.

Но римлянам такого рода искусство было по вкусу. Один из моих любимых дизайнеров скульптур — бородатый сатир Марсий, привязанный к дереву и ожидания ужасного наказания. С него собираются содрать кожу за дерзкий вызов на дуэль музыкальный, покинутый бог Аполлон. До наших дней сохранилось несколько статуй, изображающих эту сцену — в том числе вырезанных из мрамора с розовыми прожилками, от цвета которого по коже бегут мурашки. И представляешь себе кровавую плоть, которую вот-вот обнажит нож палача.

Один из нескольких сохранившихся статуй сатира Марсия, привязанного к дереву. После того, как потерял музыкального конкурса Аполлону, Марсий был приговорен к смерти через сдирание кожи

Похожие чувства вызывает и известная мраморная скульптурная группа «Лаокоон», обнаруженная в Риме и помещенная во двор ватиканского дворца Бельведер Папой Юлием II в 1506, Искаженные страданием лица троянского жреца Лаокоона и двоих его сыновей, их бьющиеся в судорогах конечности, обвиваемые быстрыми, как молния, со змеями, не одно столетие преследуют воображение западного человека. Эта скульптура вдохновила бессчетное количество художников и писателей — от Микеланджело до Диккенса.

Статуэтка из мрамора, датируемая 1-79 гг. нашей эры, изображает Геракла в неприглядной сцене мочеиспускания после питья

Это не так уж удивительно, что древние римляне, почитавшие служение государству и авторитет власти великие добродетели, одновременно тяготели к проявлению первобытных инстинктов в искусстве. В конце концов, устраивавшиеся им гладиаторские игры, в которых принимали участие дикие звери и осужденные преступники, были ничто иное, как вариант ритуального человеческого жертвоприношения. Древнем риме была интересная смесь цивилизованности и варварства.

Возмутительно скульптуры

Как видно из примера скульптуры Пана и козы, секс играл в римской культуры не менее важно, чем насилие. Несколько лет назад, снимая для Би-си документальный сериал под названием «Сокровища Древнего Рима», я посетил раскопки Помпеи. Тот факт, что на одном из городских борделей красовались откровенно эротические фрески, меня не особо удивил, однако мне показалось странным, что многие здания украшены табличками с изображением эрегированного полового члена.

Мраморная скульптурная группа из троянского жреца Лаокоона и двух его сыновей, тщетно пытающихся освободиться от удушающих объятий морских змей, которых на них привел Посейдон

Одной из первоначальных теорий, эти таблички указывали дорогу к ближайшему публичному дому, который от Насоса было достаточно, чтобы — по некоторым оценкам, как минимум 35 заведений на город с населением около 12 000 человек. Но теперь большинство исследователей склоняется к тому, что фаллический символ играл во времена античности роль как амулета, оберега от злых сил.

Эта версия объясняет и распространенность фаллоса в других контекстах римской культуры: на выставку в Британский музей, например, один из экспонатов был любопытный предмет, известный как тинтиннабулум — крылатый фаллос, оснащенный собственным фаллосом, а также львиными лапами и хвостом, с подвешенными к конечностям пять колоколов. Хотя этот тинтиннабулум обнаружили в Помпеях, он, вероятно, не был бы слишком неуместным дополнением к ситуации на Вилле папирусов в Геркулануме, позвякивающим в саду от дуновений ветра, в то время как посетители рассматривают скульптуру Пана, отвечающий за секс с козой.

Тинтиннабулум представляет собой крылатый фаллос с лапами льва и привязанными к ним колокольчиками

Такие выставки, как «Жизнь и смерть в Помпеях и Геркулануме», вызывают у нас есть опыт, чувство близости наших античных предков. Бронзовый бюст римского банкира выполнен настолько жизненно, что, кажется, можно уловить черты характера, описанные. В костяном сосуде до сих пор сохранились остатки пигмента розовый, который, возможно, неведомая нам римская матрона использовала когда-то в качестве румян.

Но стоит взглянуть на произведения, что, Пока с козой, и древний мир вновь отодвигается во тьму веков, а деление наши цивилизации два тысячелетия превращаются в непреодолимую пропасть. Мы никогда не сможем понять, в чем именно впечатление эта скульптура производила на римлян. Возможно, то, что мы воспринимаем как разврат и насилие, вызвали приступы смеха. Единственное, что можно сказать с уверенностью, — отношение древних римлян к сексу и насилие, радикально отличается от нашего.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Обсуждение закрыто.