Для национальной романтики характерны свой круг легендарных героических и лирических образов, а также чрезвычайно широкое обращение к фольклору и стремление к синтезу искусств.
Национальный романтизм во всех странах тяготел к иллюстрациям народного эпоса и сказок. В Норвегии это присуще творчеству Э. Вереншелля и Т. Киттельсена. Старинные фольклорные сказания нашли воплощение на картинах шведских художников — И. Аросениуса и Э. Юсефсона. На темы эпоса «Калевалы» написано немало работ финским художником А. Галлен-Каллелой. Творчество всех этих живописцев объединяет заранее заданная «национальная идея», воспевающая могучих и героических предков. В Швейцарии основоположником национальной романтики был Ф. Ходлер. Жанровые мотивы превалируют в живописи испанца И. Сулоаги, чьи полотна населены тореро и хитанами. Формируется и искусство национального исторического пейзажа. Певцом родной Фландрии был В. де Саделер. Сказочные и эпические пейзажные композиции созданы литовцем М. К. Чюрленисом.
Один из этажей гостиницы «Мелодия» в Москве украшен картинами в стиле неоклассицизма.
Неоклассицизм как эстетическая тенденция и художественное умонастроение периодически в тех или иных обстоятельствах становится наиболее востребованным или модным. Авторитет классического искусства использовался в самых различных целях, начиная от распространения гуманистических идей и заканчивая их массовым подавлением в тоталитарных и авторитарных обществах.
Первоначально неоклассика противостояла устоявшимся классически-академическим образцам с их отвлеченными нормативными идеалами. Идеальные мотивы у неоклассиков наполнены жизнелюбием, что отчетливо проявилось в таких картинах, как, например «Купальщицы» П.Сезанна и О.Ренуара. Новое понимание античности отмечается и в скульптуре. Французские скульпторы А. Майоль и А. Бурдель, вдохновляясь гармонией высокой классики, сообщают ей жизненность и экспрессию.