Культурология и искусствознание, осмысливающие явления и исследующие процессы развития искусства XX в. , пока еще не в состоянии судить об этих явлениях в целом по их конечным результатам. Справедливее будет ограничиться определением основных тенденций развития искусства в ушедшем столетии.
Искусство XX в. кризисное, выражающее наивысшую напряженность перелома. На рубеже XIX-XX вв. уходят в прошлое демократический реализм и импрессионизм, претерпевает серьезные изменения творчество постимпрессионистов. Но в это же время возникает крупное интернациональное идейно-художественное движение, которое получило название стиль модерн в России, арт нуво в Бельгии и во Франции, сецессион в Австро-Венгрии, югенд-штиль в Германии, стиль либерти в Италии, модерн стайл в Великобритании, стиль Тиффани в США. Модерн поставил задачу создания нового большого стиля, заключавшего в себе вполне отчетливую эстетическую программу. В целом идея такой программы — это идея сотворения прекрасного, которое не содержится в окружающей жизни, не удовлетворяющей художников. Очевидно, что единственным носителем прекрасного для стиля модерн служило само искусство. Разумеется, что подобная программа устремлена в сторону искусства для искусства, эстетства. Но вместе с тем она направлена и на преобразование жизни эстетическими средствами. Творчество понималось как художественная фантазия, уподобленная творящим силам природы. Отсюда столь частое соединение символической идеи и декоративного мотива. В архитектуре распространяются текучие, пластические, словно самообразующиеся формы, в декоративном творчестве — стилизованный растительный орнамент, стелющийся по поверхности, разрастающийся, словно бы обволакивающий предмет. В живописи гибкие линии и пятна цвета не выделяют объем, а создают своеобразный мир, где пространство не обладает глубиной, а предметы и фигуры — массой. Саму же композицию определяет декоративно-узорное начало.
Модерн тяготел к синтезу искусств. Поляк С. Выспяньский (1869-1907) был поэтом, драматургом, живописцем, графиком, мастером архитектурного оформления интерьера. Немец П. Беренс (1868-1940) работал как архитектор, живописец, дизайнер и график. Бельгиец X. Ван де Вельде (1863-1957) выступал как теоретик модерна, архитектор, организатор декоративно-прикладной художественной деятельности, живописец и график.
Художники Эмиль Галле, Эжен Грассе, Эжен Вален, Луи Бо-нье, Альфонс Муха и др. принесли французскому модерну мировую славу, были одновременно архитекторами, скульпторами, графиками, дизайнерами и многое умели делать своими руками.
Стиль модерн сумел органично соединить европейскую и восточную художественную традиции. Восточные мотивы не только образуют особую группу произведений в пределах этого стиля, но часто используются в декоративно-прикладном искусстве.
Модерн прямо причастен к подъему тиражной графики, который привел к массовому распространению графических искусств в общественном и личном обиходе. Особо бурное развитие переживала газетная и журнальная графика. Этому способствовало и то немаловажное обстоятельство, что возможностям журнально-газетного цинкографического клише соответствовали свойства рисунка «стиля модерн», оперирующего широкой контурной линией и плоским пятном. Художники-модернисты, по сути, создали новый тип книги, где все оформление представляло собой единое целое, включая не только иллюстрации, но и шрифт, переплет, формат и т. п. Наряду с массовыми тиражными изданиями стали появляться дорогие, изысканные издания, к оформлению которых привлекались не только художники-графики, но и художники других специальностей.
Практически целиком в русле этого стиля произошло и становление искусства плаката. В рекламных плакатах развивается предметно-вещная манера, придающая убедительность изображению рекламируемого изделия. Особую группу занимают плакаты, содержащие социально-политические мотивы, которые легли в основу революционного плаката.
Переворот был произведен художниками модерна и в декоративно-прикладном искусстве: бытовым предметам они придавали художественное значение. Практически все художники-модернисты создавали драпировки, мебель, бижутерию и др. Появляются не только целые направления и отдельные крупные мастера, работающие в этом виде искусства, но по-новому начинают развиваться целые отрасли промышленности: фарфоровая в Дании (художник К. Томсен), производство стекла во Франции (Э. Галле) и опалового стекла в США (Л. К. Тиффани).
В 1907 г. возникновение организации «Немецкий веркбунд», которая объединила на новой основе промышленников, архитекторов и художников, обозначило начало новой эпохи. Модернисты хотели соединить художественное высокопрофессиональное творчество и производство бытовых изделий. Но на практике это привело к резкому расслоению. С одной стороны, стали создаваться дорогостоящие произведения искусства, а с другой — дешевые поделки, получившие название китч. Изделия в стиле китч представляют собой как бы дешевый фантом прекрасного. Им свойственна сентиментальность, выспренняя патетика, нарочитый эклектизм, избыток декора и подделка под дорогие материалы. Китч тиражировался на основе промышленной имитации уникальных изделий. С 1960-х гг. он стал одним из явлений массовой культуры. Наибольшее распространение китч получает в оформлении бульварной продукции, кино и видео, в различных формах стандартизированного бытового украшения.
На фоне мировых проблем в экономике, люди всё больше дорожат своим рабочим местом. Есть работа в Кишиневе вакансии появляются каждый день.
К положительным сторонам попыток соединить художественное творчество и промышленное производство необходимо отнести возникновение дизайна, а также конструирования массовых изделий, наделенных стандартным уровнем качества. Но это, в свою очередь, в корне отрицало декоративно-орнаментальную стилистику модерна. Дизайн, объединивший различные виды проектировочной деятельности, главной целью ставил формирование эстетических и функциональных качеств предметной среды. К ним относились не только красота, но и целесообразность, экономичность, физиологическое и психологическое удобство пользования объектом. Все это указывало на кризисное, переломное состояние эпохи художественных стилей.
Но стиль модерн не собирался сдавать свои позиции. Он бурно и пышно расцвел в архитектуре. Правда, модерн не стал официальным государственным стилем, потому что его романтические вольности мало подходили для официальных зданий. Модерн также не получил и безусловного столичного признания, хотя в этом стиле строились сооружения и в Париже, и в Вене, и в Брюсселе. К архитектурным центрам модерна относятся такие города, как испанская Барселона, итальянский Турин, германские Мюнхен и Дармштадт. Модерн никогда не мог претендовать и на массовое зодчество, потому что его архитектурные фантазии требовали очень больших финансовых затрат. Этот стиль развивался в основном в архитектуре городских особняков и дорогих многоквартирных зданий, загородных вилл и дач. Снаружи эти здания выглядят как асимметричная пространственная композиция, сливающая воедино разные по формам и масштабам объемы. Декоративное убранство фасадов и интерьеров достигает невероятной изощренности, при этом форма и декор окон, дверей, лестниц становятся разнообразными чуть ли не до бесконечности. Архитектура сосредотачивается на создании своего рода эстетического комфорта. Наиболее яркими представителями стиля модерн в зодчестве были А. Гауди, в частности, создавший в Барселоне парк Гуэль и многоквартирный дом Батло, и Й. Хофман, построивший дворец Стокле в Брюсселе, украшенный многоцветными мозаиками художника Г. Климта. В США архитектура приобретает жизненно целесообразный характер, что отразилось на строительстве односемейных загородных домов. Лозунгом американских архитекторов становится: «Форма следует функции». В стиле модерн работал американский архитектор Ф. Л. Райт.
Применение железобетонных каркасов, которые впервые были использованы в Париже О. Пер-ре, привело к возможности создания огромных от пола до потолка «французских» окон, как бы расширяющих стену. Здания переходного стиля еще многое связывало со стилем модерн, например, облицовка фасадов плиткой. Но новое проглядывало и в ничем не скрытом железобетонном каркасе и на обширных поверхностях стекла, образующих лаконичную архитектуру фасада. Рациональные тенденции стали наиболее широко и ярко проявляться при строительстве различных общественных зданий. Постепенно эмоциональный эстетизм модерна все более уступает конструктивизму, рационализму и функционализму.