Оззи Осборн: «Добро пожаловать в финал»

Black Sabbath — британская рок-группа, образованная в Бирмингеме, Англия, в 1968 году и оказавшая заметное влияние на развитие рок-музыки, прежде всего, хеви-метал. Дебютный альбом Black Sabbath считается одним из первых хеви-металических альбомов, заложившим, кроме того, фундамент и для последующего развития дум-метала. Десять альбомов группы входили в первую десятку UK Albums Chart. К 2000 году общий тираж альбомов Black Sabbath приблизился к 70 миллионам.
Группа воссоединилась в первоначальном составе в 2011 году. В 2012 году музыканты выступили на нескольких музыкальных фестивалях, а в 2013 году записали новый альбом и провели масштабное мировое турне.

3 сентября 2015 года группа объявила о старте прощального тура под названием THE END.


Возможно, культовые первопроходцы метала прощаются с публикой, но едва ли они собираются уходить тихо.


Добро пожаловать в финал», — сказал Оззи Осборн на первом из двух концертов в Чикаго, куда BLACK SABBATH приехали с прощальным туром под соответствующим заголовком «The End», который, на самом деле, звучит гораздо мрачнее, чем сама группа во время предыдущей ночи. От сокрушительного трехтонового введения «Black Sabbath» — во время которого Осборн поднял руки вверх, будто бы Франкенштейн – до галлопирующего трека «Children of the Grave», шоу скорее праздновало наследие пионеров жанра, нежели служило для них эпитафией.

В рамках двухчасового сета фронтмен не снимал улыбку Чеширского кота, пока его товарищи, сплошь разодетые в черное, вдыхали новую жизнь в песни, которые звучат на протяжении пяти десятилетий. Осборн постоянно гримасничал вокруг гитариста Тони Айомми, который не смог сдержать улыбки во время стремительного соло, и даже стоический басист изобразил полуусмешку, когда Оззи представил его аудитории как «Мистера Гизера, мать его, Батлера!». Но на сцене царило не только дурачество.

С 1968 года тяжесть была практически религией для членов группы. Их дебют 1970 года «Black Sabbath», ставший родоначальником одновременно для хэви-метала и его тоскливого брата дум-метала, включал непреклонные долгоиграющие риффы и мелодраматическую лирику вроде «Большой черный силуэт с горящими глазами. Говорящий людям об их желаниях», которая вполне соответствовала сумасшествию Бориса Карлоффа и его фильмов, ставших вдохновением для названия коллектива. Ряд других музыкантов тоже может претендовать на свою долю в становлении метала, как, например, LED ZEPPELIN, чьи современные побратимы RIVAL SONS вчера разогревали публику, однако никто не в состоянии тягаться с гением SABBATH.


Это был уникальный звук, и BLACK SABBATH навсегда приросли к нему, переплыв горы кокаина и океаны алкоголя, которые закончились увольнением Осборна в 1979 году. Это открыло дверь для множества талантливых вокалистов, однако они никогда не могли звучать столь мучительно прекрасно. В первом десятилетии SABBATH были владыками своего мира, мастерами сюрреального, спиральными архитекторами жанра. И хотя метал развивался непредсказуемо, никто не мог скрыть влияние SABBATH. Они воссоединились с фронтменом в 1997 году и продолжили гастролировать, никогда не позволяя разногласиям влиять на их культовый звук.


Они, как никто другой, понимают свою значимость – «Потребовалось 47 гребаных лет, чтобы попасть на первую строчку хит-парадов в Америке, — сказал Осборн слушателям Чикаго, намекая на последнюю пластинку «13» (2013). – Можете поверить в это дерьмо, а?» — поэтому прощаются в своем стиле. Первое выступление BLACK SABBATH в Городе ветров, на 20-тысячной арене «Юнайтед-центр» — это лишь вторая дата «The End» после запуска тура в Омахе, однако они звучат так, будто навсегда оседлали грув.

Шоу началось с ролика, где крылатый демон вылупляется из яйца и дышит пламенем, отображая название коллектива. Сцена была относительно пустой, сохранив только гигантский светодиодный экран и пиротехнические устройства, стреляющие струями пламени, что позволяло уделить больше внимания самому выступлению.

Сет-лист в основном касался четырех первых альбомов SABBATH, включая хиты «Paranoid», однако место нашлось и для номера «God Is Dead?» с пластинки «13», а также для гитарного шоу-стоппера «Dirty Women» с лонгплея 1976 года «Technical Ecstasy». Ранее Батлер говорил, что группа репетировала три классических песни, которые не звучали во время последних туров — «Hand of Doom» («Paranoid»), «After Forever» («Master of Reality») и, судя по концерту в Омахе, «Tomorrow’s Dream» («Vol. 4») — чтобы сохранить напряжение, и очевидно, что оно того стоило.

Каждый из музыкантов находился в космической форме на шоу в Чикаго. Айомми, которого певец представил «Железным человеком», играл микс из ловких блюзовых соло и крушащих зубодробительных риффов, а также разбавлял партии здоровой порцией импровизации. Неутомимый шоумен Осборн раззадоривал публику и самого себя, вытягивая руки, будто Спаситель хэви-метала, и сопровождая лирику пантомимой, но ни на миг не терял вокальной убедительности.

Между тем, ритм-секция сохраняла импульс. Батлер работал с педалью «вау-эффекта» в фирменном соло «Bassically» и создавал жуткую, почти джазовую атмосферу в песне «Hand of Doom», которая последний раз исполнялась в далеком 1978 году. Ударник Томми Клафетос, который прежде играл с Осборном и гастролировал с группой после скандалов оригинального драммера Билла Уорда, доказал, что он достоин своего места, отыграв все номера нота в ноту и снабдив их длинным барабанным соло.

И хотя «Paranoid», «Iron Man» и другие крупные хиты BLACK SABBATH привели толпу в движение, участники группы оказались достаточно храбры для менее популярных раритетов. Осборн упивался сказочной, психоделической лирикой блюза «Behind the Wall of Sleep» с альбома «Black Sabbath», тогда как Айомми раскопал, казалось, утерянные и растоптанные ноты «Under the Sun»/ «Every Day Comes and Goes» с пластинки «Vol. 4». Все это пришло в компании «Fairies Wear Boots» («Paranoid»).

Если бы группа могла сделать больше, она обязательно ушла бы еще глубже в свой каталог, пытаясь раскопать драгоценные камни.

В 1971 году Rolling Stone так описывал шоу BLACK SABBATH в Провиденсе, Род-Айленд: «Все отчаянно маршировали, следуя по стопам Осборна, размахивающего кулаками в воздухе… Арена грохотала и вибрировала от топота, пока он пел «War Pigs». В той же статье музыка называлась «громкой и болезненной» (комплимент?), тогда как целевая аудитория группы определялась детишками от 14 до 17 лет. Сорок пять лет спустя сцена «Юнайтед-центр» не слишком отличается от этого описания: Все машут руками и кричат каждую вторую строчку «War Pigs» — однако главная особенность кроется в возрастном диапазоне аудитории, который охватывает целые поколения.

Это становится еще одним свидетельством в пользу ранних записей, настолько весомых, что SABBATH вполне могут назвать этот поход «последним туром величайшей метал-команды всех времен», и будут правы. Возможно, это действительно начало конца, но как они доказали в Чикаго, их музыка будет эхом звучать в веках.

Сет-лист концерта в Чикаго:

01. Black Sabbath
02. Fairies Wear Boots
03. After Forever
04. Into the Void
05. Snowblind
06. War Pigs
07. Behind the Wall of Sleep
08. N.I.B.
09. Hand of Doom
10. Rat Salad
* Tommy Clufetos drum solo
11. Iron Man
12. God Is Dead?
13. Under the Sun/ Every Day Comes and Goes
14. Dirty Women
15. Paranoid
16. Children of the Grave


BLACK SABBATH предлагают ограниченный тираж компакт-дисков под названием «The End» во время предстоящего финального мирового тура. Пионеры метала записали четыре «новых» трека в студии Shangri La Studios в Малибу с продюсером Риком Рубином, когда работали над последним альбомом «13» в 2013 году. И хотя члены BLACK SABBATH изначально планировали записать продолжение «13», впоследствии музыканты решили полностью сосредоточиться на туре «The End».


«Если записывать альбом до тура – потребовалось бы три или четыре года, чтобы завершить работу, — говорил вокалист Оззи Осборн в интервью австралийскому сайту news.com.au. – Мы хотели бы закончить на высокой ноте».

Вторая половина специального диска «The End» будет включать ранее не издававшиеся концертные записи времен мирового тура «13», в том числе три альбомные песни и переосмысление «Under the Sun» с пластинки «Vol. 4» (1972).

CD «The End» будет продаваться исключительно во время финального тура SABBATH.

Песни для диска «The End» записывались в составе Оззи Осборна (вокал), Тони Айомми (гитара) и Гизера Батлера (бас-гитара), а также ударников Брэда Уилка (1-4 треки) и Томми Клафетоса (5-8 треки). Последние четыре композиции также отметились появлением клавишника Адама Уэйкмана.

Треклист «The End»:

01. Season Of The Dead
02. Cry All Night
03. Take Me Home
04. Isolated Man
05. God Is Dead? (Live Sydney, Australia 4/27/13)
06. Under The Sun (Live Auckland, New Zealand 4/20/13)
07. End Of The Beginning (Live Hamilton, ON Canada 4/11/14)
08. Age Of Reason (Live Hamilton, ON Canada 4/11/14)

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Обсуждение закрыто.