Одна из отличительных черт русской живописи — абсолютное преобладание иконы — не только в период Древней Руси, но и практически во все Средневековье. К особенностям этого вида живописи надо отнести символизм иконописного изображения, а также то, что изображение не имеет на иконах третьего измерения. Композиция разворачивается не вглубь, а в стороны. Отсутствие глубины делалось для того, чтобы обособить мир иконы от обыденности.
Она была плоскостная, имела обратную перспективу, означающую неподвижность и вневременность. Икону надо было уметь читать, она была полна смысла для средневекового человека. Православная церковь никогда не позволяла писать иконы с живых людей и требовала четкого соблюдения канона. Эти закономерности должны были четко отделять горний мир от дольнего, земного. Условный золотой фон символизировал божественный свет. Все изображение было пронизано этим светом, фигуры не отбрасывали тени, ибо в Царстве Божием теней нет. Иконы назывались «богословием в красках». Все в них должно было направлять мысли верующих к горнему миру.
История иконописи сохранила немного имен художников. Средневековое творчество тяготело к анонимности, ведь важно было не имя мастера, а предмет изображения. Нельзя забывать и о том, что работа над иконой часто была коллективной. Строгая канонизация живописи вела к тому, что существовала большая зависимость от византийских образцов, это сковывало развитие живописи в отличие от архитектуры. Мозаики и фрески Софийского Киевского собора служат подтверждением вышесказанному. Но там были сделаны и сугубо светские росписи. На южной стороне центрального нефа собора Св. Софии в Киеве есть фреска с изображением дочерей князя Ярослава Мудрого, а на северной — его сыновей. На западной стороне находится изображение самого князя с моделью храма в руках. На стенах лестничных башен показаны эпизоды придворной жизни: состязания на ипподроме, цирковые представления, фигуры скоморохов, музыкантов, охота на медведя, барса, волка. Изображены типично русские (не византийские) приемы охоты. Особое место в Софийском соборе занимает и орнамент.
«Мерцающая живопись» — мозаика отходит вместе с закатом Киевской Руси. Для удельных князей это было слишком дорогостоящее дело. Во времена феодальной раздробленности (XII -XV вв.) начинают формироваться местные художественные школы. В этот период можно выделить две тенденции в развитии живописи. Из-за возрастания влияния церкви ужесточается цензура за соблюдением канона. Это можно объяснить усилением борьбы с языческими традициями. Образы святых становятся все более суровыми, отвлеченными.
Вместе с тем, чем дальше от митрополичьей кафедры находилось княжество, тем сильнее там были народные элементы в живописи. Так, например, для Новгорода характерна была склонность к простоте и наглядности изображения. Иконы были очень красочны, что как бы более пристало народному искусству. В XIII в. даже золотые фоны сменились красными, синими и желтыми. Для украшения часто использовался геометрический орнамент. В XIV в., хотя у новгородцев и сложилась уже живописная местная школа, они испытали значительное влияние Феофана Грека (1340 — 1405). Он расписал в Новгороде церковь Спаса Преображения.
В иконописи Пскова также прослеживались свои особенности: композиция часто асимметрична, колорит сумрачный, фоны желтые, в пределах одной доски встречалось несколько тем, не всегда связанных между собой. «Северные письмена», выполненные иконописцами Холмогор, Вологды, Великого Устюга, Каргополя, часто неумелы по исполнению, но лучшие из них отмечены наивной выразительностью и декоративной красотой.
Самые популярные сериалы онлайн на специализированном сайте.
Во Владимиро-Суздальской живописи огромное значение имело изображение Деисуса (моления Богоматери и Иоанна Предтечи перед Христом за христиан). Здесь основной иконописной темой было спасение человеческого рода. Центральной всегда оказывалась фигура Христа. Деисус Успенского собора Московского Кремля, выполненный в середине XII в., считается одним из первых. Московская школа начинает формироваться, разумеется, позже новгородской. С XV в. в основном пишутся иконы для иконостасов, они были укрупненной формы. Для этих икон характерна, возможно, даже излишняя символичность, потому что они должны были восприниматься с расстояния.
Автор текста: М.В.Соколова