Первая мировая война обострила все внутренние противоречия в воюющих государств. В ряде стран произошли революции. Россия оказалась самым слабым звеном «в цепи империализма». Во-первых, это государство 1917 года потрясла Февраля революция, результатом которого было свергнуто самодержавие, а затем, в значительной степени из-за полного бездействия Временного правительства, октябрьская. Которые пришли к власти, большевики заявили, что страна в будущем будет развиваться по социалистическому пути. Но не все в России хорошо принят новый миропорядок. Началась Гражданская война (1918-1920) — вооруженный конфликт нового, советского государства и сторонников старого режима. Идеологическое противостояние коснулось миллионов граждан нашей страны. Очень болезненно эти проблемы переживались и представителей художественной и научной интеллигенции. Не все были в состоянии и хотят принять и признать советской власти. В 1917 году, привели к расколу в русской культуре, началась эмиграция.
Строительство социалистического государства предполагало формирование новой ментальносте от советских граждан. Для решения этой важной задачи необходимо в первую очередь превратить Россию в страну общей грамотности. Возникли общества «Долой неграмотность!» (ОДН) и образовательные программы. Совнарком уже в 1919 году было принято решение, основное положение которого превратился в лозунг: «Грамотный! Обучи неграмотного!». Создана широкая сеть образовательных учреждений: избы-читальни, школы грамотности и т. п., Обучение, проведенное на более чем 70 языках. На селе государство с конца 1920-х годов стало создание школы колхозной молодежи, дававшие возможность учащимся получить знания не только по общеобразовательным предметам, но и в агрономии, ветеринарии и пр. В городах, кроме школы, открываются ремесленные школы, техникумы, готовившие профессиональных рабочих. В соответствии с решениями ХГ(1925) и XV(1927) съездов ВКП(б), было введено обязательное всеобщее начальное образование. С 1930-х годов. постоянно (в первую очередь в городах) был ввести обязательное общее семилетнее образование. Расширилась сеть университетов. Уже в годы второй пятилетки (1933 — 1937) были отменены ограничения при поступлении в вузы, связанные с социальным происхождением. Запрещались чрезвычайные выпуски, бригадные формы обучения. 1937. года была введена уникальная оценки научных кадров, устанавливается система защиты кандидатских и докторских диссертаций.
Советской власти, под защиту государства были взяты наиболее ценных памятников русской культуры: музеи, художественные галереи, дворцы и замки, парки, театры, библиотеки и др. Был запрещен вывоз за границу культурных ценностей.
Война против фашистской Германии нанесла отечественной культуре большой вред. Официальная статистика гласила, что в годы войны было разрушено 1710 городов и 70 тыс. деревень, уничтожено и разграблено 427 музеев, 43 тыс. библиотек, не говоря о человеческих потерях, которые были в СССР, исчисляются в 27 миллионов погибших. Фашистами были ограблены и осквернены дома-музеи А. С. Пушкина в Михайловском, Л. Н. Толстого в Ясной Поляне, П. И. Чайковского в Клину… От бомбежек и артобстрелов пострадало не поддающееся счету количество шедевров и памятников архитектуры. Многие из них были потеряны навсегда.
В послевоенные годы советский народ нашел в себе силы, чтобы совершить трудовой подвиг. Они не только в кратчайшие сроки (до 1948 года) восстановлено народное хозяйство, но и, что были приняты все необходимые меры по строительству и продолжение работы очагов культуры и образования. С 1949 года начал осуществлять переход к всеобщему семилетнему образованию, так как этот процесс был прерван войной. С начала 60-х годов. начинается переход к обязательного общего среднего образования молодежи. В 1950-е годы. в СССР было студентов больше, чем во всех западных странах, вместе взятых. Номер только для инженеров в этот период увеличился по сравнению с довоенным в 7 раз. Конечно, огромными достижениями советской власти реальное претворение в жизнь системы обязательного общего среднего образования и доступность высшего, при бесплатности обучения в школе любой ступени, в том числе аспирантуру и докторантуру.
Развитие науки в СССР было не столь впечатляющий характер, что позволило осуществить цивилизационный рывок и вывести советское государство на передовой уровень. Советские власти признали и продолжали работать в России, К. А. Тимирязев, К. Э Циолковский, Н. Е. Жуковский и многие другие ученые. Большой вклад в генетику и селекцию внес Н. И. Вавилов (1887 — 1943). Он был основоположником современного учения о биологических основах селекции и учения о центрах происхождения культурных растений. Биологией и селекцией занимался И. В. Мичурин. Он вывел более 300 сортов плодово-ягодных культур. И. В. Курчатов (1902 — 1960) — выдающийся советский физик, был организатор и руководитель работ по атомной науке и технике в СССР. Под его руководством были созданы первый в нашей стране циклотрон, а затем первый в Европе ядерный реактор, первая в СССР атомная бомба и первая в мире термоядерная бомба, первая атомная электростанция (АЭС). В. И. Вернадским (1863 — 1945) — ученым-энциклопедистом были написаны труды по философии естествознания и разработали представление о ноосфере. Ученый считал, что вокруг Земли есть пространство, что является одной из характеристик биосферы. Ноосфера — сфера разума, или духовной оболочки Земли. Ноосфера — обмен веществ и энергией общества с природой, может работать под контролем и непостоянный характер, выступая в качестве разумного соответствии с данными науки преобразование природы. В учении о ноосфере были заложены и основы экологической науки. Значительный вклад в развитие геологии и нефтехимии, внес И. М. Губкин, разработав основы теории происхождения нефти, условия формирования ее залежей. Основатель советской научной школы физической оптики, был С. И. Вавилов. Институтом физических проблем руководил П. Л. Капица. Н. Д Зелинский и А. Е. Фаворский создавались средние школы и проводятся фундаментальные исследования по химии.
Уже много лет деревянные окна служат неотъемлемой частью интерьера квартиры, дома или любого другого помещения, при этом сохраняя тепло и комфорт. Современные технологии позволяют производить окна таким образом, что их функция распространяется изоляции от внешней среды до функций украшения и ювелирные изделия.
Теоретические труды А. Е. Фаворского стали основой для создания критически важных производств, в том числе синтетического каучука. Н. Н. Бурденко, А. Н. Бакулевым, А. В. Вишневским разработаны новые методы лечения, в частности, нейрохирургия, и создавали новые наркотики. Выдвинулись талантливые историки, как Б. Д. Греков, И. А. Орбели, Е. В. Тарле, А. М. Панкратова и другие Фундаментальные открытия Н. Н. Семенова, П. А. Черенкова, И. Е. Тамма, Л. Д. Ландау, И. М. Франка, Н. Г. Басова, А. М. Прохоров были удостоены Нобелевской премии. Перечислять все достижения советских ученых, не представляется возможным.
Параллельно с достижениями мирового уровня, открытие сотен научно-исследовательских институтов (ИНСТИТУТА) наблюдались и негативные тенденции. Упор на русские национальные традиции быстро взял в послевоенные годы уродливые формы. Развернулась кампания против «низкопоклонства перед Западом». В начале основной целью ее стала творческая интеллигенция: в литературе — юморист М. М. Зощенко и поэтесса А. А. Ахматова, кино — режиссеры С. М. эйзенштейн, В. И. Пудовкин, А. П. Довженко, в музыке — Д. Д. Шостакович, В. И. Мурадели, С. С. Прокофьев, А. И. Хачатурян. Кампания началась принятием Постановления ЦК ВКП(б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград»» (1946), после чего следует ряд подобных документов в различных областях искусства, вплоть до постановления «Об опере В. Мурадели Великая дружба» в 1948 году
Для наведения «дисциплины» среди ученых создавались «суды чести», которые призваны были осудить тех, кто поддерживает научные связи с западными коллегами. Сессия Академии сельскохозяйственных наук в августе 1948 г. обрушила удар на советских генетиков, обвинив их в заимствовании «антинаучных» методов «буржуазных ученых», Так X. Морган и Г. И. Менделя. В отличие от них, подняли на щит шарлатана Т. Д. Лысенко. Юбилейная сессия ан СССР, созванная в связи с 225-летием Академии в 1949 году. года, был полностью посвящен «доказательствам» исторического приоритета русских ученых над западными в различных областях науки и техники.