Период «оттепели» закончился подавлением в 1968 г. «Пражской весны», когда объединенные войска Организации Варшавского Договора (ОВД) дали понять всему социалистическому лагерю, что отказ от тоталитарной социалистической модели невозможен. Наступила эпоха стагнации, или «застоя».
В это время подпольно издавались официально запрещенные книги по искусству и политике (это явление получило название «самиздат»). В 1960- 1980-е гг. в советскую литературу вошло много талантливых прозаиков (В.Г.Распутин, В.П.Астафьев, Ф.А.Абрамов, В.М.Шукшин, Ю.В.Трифонов, В. С. Маканин, Л. С. Петрушевская и др.), возникли такие жанровые направления, как «деревенская проза», «городская проза», военная проза, историческая проза, а также так называемая «другая» проза.
После Октябрьской революции был создан Пролеткульт — Союз пролетарских культурно-просветительских организаций, ставивший своей задачей создать особую пролетарскую культуру на основе отрицания наследия прошлого. Начинал складываться революционный жанр. Так как пролетарское искусство требовало оперативности (особенно в годы Гражданской войны), простоты и доходчивости, то в нем преобладали графика и плакатный жанр. Самым известным плакатистом был Д. С.Моор, в графике работали Г.С.Верейский, И.И.Бродский, А.П.Остроумова-Лебедева. Понимая всю значимость агитационно-пропагандистской работы, большевики уже в ноябре 1917 г. организовали отдел искусств, непосредственной обязанностью которого было оказание помощи нуждающимся художникам и поэтам.
В живописи в первые послереволюционные годы происходили весьма бурные процессы, кроме реализма, существовала масса модернистских направлений: кубофутуризм, кубизм, лучизм, супрематизм и др. Период нэпа (1921- 1929) из-за ослабления цензуры превратился в один из самых замечательных периодов развития советской авангардной живописи. Одним из теоретиков и практиков супрематизма как разновидности абстрактного искусства был К.С.Малевич. Однако в 1930-е гг. он возвращается к изобразительности и обращается к советской тематике («Скачет красная конница», «Девушка с красным древком»). Кубизм, влияние которого в советском искусстве прослеживается до 1960-х гг., представлен полотнами кубофутуриста В.Е.Татлина (затем художник обратился к конструктивизму). От формальных экспериментов с материалом (дерево, металл, стекло) в 1920-х гг. В.Е.Татлин перешел к художественному конструированию (орнитоптер «Летатлин»). К наиболее известным художникам этого периода можно отнести М.С.Сарьяна, А.В.Лентулова, Р.Р.Фалька.
Автор текста: М.В.Соколова