Славяне, относясь к индоевропейской языковой семье, представляют одну из ветвей древних ариев. Их миграция из района формирования арийского этноса относится, видимо, к I тыс. до н.э. Продвигаясь по Европе, праславяне осели в районе Карпат, откуда, в свою очередь, стали расселяться практически по всем направлениям. Так сложились три ветви славян: западные, южные и восточные. Упоминание о славянах можно найти у античных авторов, в письмах и воспоминаниях арабских и еврейских купцов и у европейских хронистов. Все они называли жителей восточноевропейского региона по-разному. Так, Геродот говорил о скифах-пахарях. Также можно встретить названия антов, склавинов, венедов.
Происхождение самого термина славяне не выявлено до конца. Возможно, оно восходит к понятию «слово», то есть к славянам относили всех тех, кто говорил на понятном языке, а все не славяне были «немцами» — немыми, с которыми на общедоступном языке говорить было нельзя. Выдвинуто и такое предположение, что так как основным экспортным товаром у славян были рабы (по-английски раб — a slave, по-немецки — sklave, по-французски — sklavin и т.д.), то им и дали название по преимущественному товару, который они поставляли на мировой рынок.
Восточные славяне заняли территорию от Вислы и Одера на западе до верховьев Волги на востоке; на севере они продвинулись почти к Балтийскому и Белому морям, вероятно, смешавшись с финноугорским и балтийским этносами, а на южных рубежах были остановлены кочевниками на границе степной зоны. Можно назвать различные племенные объединения восточных славян: дреговичи, древляне, поляне, уличи и т.д., включавших в себя 100 — 200 отдельных племен. Всего племенных соединений (союзов) насчитывалось до полутора десятков. О многочисленности славян упоминал и араб Масуди (X в.), отмечая, что «славяне составляют многие племена и многочисленные роды».
Восточные славяне были оседлыми земледельцами. Из-за того, что они проживали в лесной зоне, где было мало или практически не было совсем территорий, готовых под пашню, а погода не всегда благоприятствовала земледелию, им приходилось буквально отвоевывать каждый метр земли у леса. Первоначально на заранее размеченном участке срубали деревья и кустарник, выкорчевывали пни, затем давали валежнику просохнуть, а потом сжигали. На данной площади высаживались злаки, при этом зола использовалась как неплохое удобрение. Такой метод земледелия носит название подсечно-огневого. Обработанный таким образом участок давал сносный урожай в течение 3-5 лет, а затем он истощался и необходимо было переходить на новый.
Из-за плохой почвы славяне были вынуждены приспосабливать под земледелие все новые и новые территории. Так, византийский историограф Прокопий Кесарийский отмечал, что «живут они (славяне. — М. С.) в жалких хижинах, на большом расстоянии друг от друга, и все по большей части меняют места жительства». К основным зерновым культурам, которые культивировались восточными славянами, можно отнести рожь, овес, просо. Выращивались также и технические культуры — лен, конопля, служившие для добывания масла, а также для производства нитей, из которых ткали полотно. Славяне были неплохими огородниками, выращивали репу, горох, бобы, свеклу, брюкву. Но они почти не знали садоводства. Ягоды: малину, смородину, клюкву, чернику и др. — заготавливали, собирая их в лесах. К присваивающим формам ведения хозяйства можно отнести бортничество (собирание меда диких пчел), охоту и рыболовство.
Славяне знали множество ремесел. Так, используя залежи местной железной руды, они развивали кузнечное дело, дифференцировавшееся на производство орудий труда, быта и оружия, а также и ювелирное дело. Известны бронзовые изделия с многоцветной эмалью, найденные севернее Киева. Кроме того, достаточно высоко было развито литье: найдены серебряные фигурки коней с золотыми гривами и копытами, а также сложные многофигурные композиции из серебра, изображавшие людей, различных животных, птиц и змей. Восточным славянам были известны и гончарный круг, и ткацкий станок.
На основе ремесленных поселков стали появляться зародыши городов: тверди и грады. Все более комфортными становились и жилища. Все чаще они возводились из дерева, от землянок и полуземлянок в I тыс. н.э. стали переходить к избам (сначала в северных районах, а затем и в южных). Под одной крышей было принять помещать не только жилые помещения для людей, амбары, но и хлев. Топились избы «по-черному»: специальных труб-дымоходов не было. Окна затягивались бычьими пузырями, в домах знати их заменяли кусочки слюды. Дома знатных славян, как правило, украшали затейливой резьбой.
У восточных славян в дохристианский период, по-видимому, было многоженство, так как часты упоминания «деда с бабушками». Существовал в некоторых местах обычай сожжения вдов вместе с умершим мужем. Но необходимо отметить, что складывалась и моногамная семья.
У славян в догосударственный период было письмо — резы и черты, возможно, славяне переняли и модифицировали руническое письмо, которое было у жителей Скандинавии. В VII-VIII вв. назрела необходимость в письменности. Славянские князья, находившиеся на службе у византийских императоров, начали приспосабливать для своих нужд буквы греческого алфавита. В середине IX в. миссионер Кирилл (Константин) Философ видел в Херсонесе богослужебную книгу, написанную «руськыми письмены». Но уже с IX в. начинает распространяться и кириллица, созданная братьями миссионерами Кириллом и Мефодием.
Восточные славяне были язычниками, они почитали своих предков и преклонялись перед силами природы. Славяне одухотворяли (анимизм) и олицетворяли (фетишизм) всю природу. В русских народных верованиях долго сохранялись следы культа Матери — сырой земли, олицетворявшегося в образе женского божества плодородия. Существовало также почитание камней, наделявшихся сверхъестественными свойствами. Столь же древними объектами поклонения были вода и огонь, которым приписывали очищающее и охраняющее действие. Почитали славяне и животных. Отголоски этих древних культов обнаруживаются в масленичных инсценировках ряженых, одетых в звероподобные или звериные маски: медведя, лошади, курицы, козы, журавля и т.д.
Автор текста: М. В. Соколова