В сoстaв стoличнoй кoмиссии вoшли: xудруки — Aлeксaндр Кaлягин (Et Cetera), Влaдимир Мaшкoв (Тeaтр Oлeгa Тaбaкoвa), Сeргeй Бeзрукoв (Губeрнский тeaтр), Aндрeй Мoгучий (БДТ им. Тoвстoнoгoвa), зaмпрeдсeдaтeля прaвитeльствa Ярoслaвскoй oблaсти Мaксим Aвдeeв и нeскoлькo aртистoв сaмoгo Вoлкoвскoгo. Рeглaмeнт oпрeдeлeн 7–8 минутaми нa кaждoгo. Прeтeндeнты нa скaндaльнoe крeслo выступaют в aлфaвитнoм порядке строго по одному, без возможности слушать монолог предыдущего.
И вот первый на трибуне самый молодой кандидат — Денис Азаров. Ярославский театр для него не просто «первый русский» — это личная история. «Я знаю труппу, их преимущества и проблемы. Это большая семья, у которой появились проблемы, и я знаю, как их решить», — в сердцах заявляет он.
К слову, план реализации у Азарова выглядит наиболее детально проработанным и максимально амбициозным. Тут и укрепление бренда, и создание интерактивного музея в фойе, и перспективы занять прочное место на фестивалях в Авиньоне и Эдинбурге, и расширить географию гастролей, и восстановить Центр Треплева, который стал бы лабораторией для молодых.
Владимир Алеников, самый старший претендент, во главу угла ставит репертуар. О нем и говорит положенные 8 минут, с легким ответвлением на видеоспектакли, детскую программу и обязательные места для инвалидов, о которых вспоминает почему-то в последний момент.
Главное лицо пермского «Театра-Театра», Владимир Гурфинкель, в Ярославле был проездом. В программе все тот же: репертуар, труппа, гастроли, самобытность, но конкретики никакой. Зато резкий первый выпад в адрес наболевшей проблемы актерских контрактов и профессиональной ротации: «Театр должен соревноваться в постоянстве таблички «все билеты проданы». Без форточки умрем от духоты. В любом театре должна быть конкуренция, срочные контракты и постоянная ротация».
Следующую пару — Олега Ефремова и Алексея Казакова, выступающих друг за другом, — можно смело объединить по принципу «быстро прочту по бумажке, а если вопросов не будет, тем лучше». Так и получилось.
Игорь Ларин, руководящий на данный момент Ярославским ТЮЗом, что почти через дорогу от Волковского, и Роман Мархолиа, ставивший в прошлом году «Братьев Карамазовых» в Ярославле, делали заявления из серии: русский психологический театр гибнет под гнетом авангарда, не дадим погибнуть «первому русскому». Подобные выпады, как и ожидалось, вызвали вежливое «спасибо, вопросов нет».
Концепция восьмого кандидата — как выяснится позже, будущего победителя Сергея Пускепалиса — стоит на трех столпах: сохранение кадрового потенциала, фестивальная программа с созданием актерской биржи и выставочная работа богатых закромов самого театра.
— Но вы готовы отказаться от занятости в кино, как это сделал Владимир Машков, пока театр не встанет на ноги? — спрашивает режиссер ярославского театра Владимир Кириллов.
— У меня так не получится. Есть договоренности, но мы решим этот вопрос, — парирует Пускепалис. — Я обещаю на камеру, что в театре безработных артистов не будет! Другой вопрос, чем они будут там заниматься…
К обсуждению занятости Пускепалиса присоединяются Владимир Машков и Андрей Могучий. Последний претендент — Михаил Цитриняк — кажется, понял, что позиция завершающего не станет для него удачной. Так и вышло.
Итак, худруком первого русского театра — имени Волкова в Ярославле — стал Сергей Пускепалис, по сути, второй раз вступивший в эту ярославскую «воду»: однажды он уже был худруком Волковского театра. Правда, недолго, меньше двух лет (2009–2011) и оставил о себе весьма противоречивые впечатления. Поставил три спектакля, один из которых — «С любимыми не расставайтесь» по пьесе Александра Володина — шел лет пять и был востребован у публики. Два же остальных имели очень большую проблему по кассе, и, как нам сообщили в театре, на них «приходилось нагонять зрителя».
Как режиссера Сергея Пускепалиса можно назвать специалистом по малой сцене. Побед на большой у него до сих пор не было ни в Ярославле, ни в Москве. Во всяком случае, его последние работы в столице — «Война Пекторалиса» по «Железной воле» Лескова в новой «Табакерке» и «Последний срок» по Распутину во МХАТе им. Горького — большим успехом никак не назовешь.
Многие очень хорошо помнят, что в бытность своего руководства в театре тот часто уезжал на съемки и руководил процессом, что называется, на удаленке. Конечно, и такое теперь все активнее практикуется востребованными художественными натурами; но для труппы, которую лихорадит последние полгода сначала от идеи объединения Волковского театра с питерской Александринкой, а потом от раскольнических действий последнего худрука Марчели, такие волнения вполне обоснованны и понятны.
Что же имеет на сегодняшний день Волковский театр, который открывает свой очередной сезон? Полное разочарование в Евгении Марчели, который в одночасье кинул заведенную им часть труппы и ушел в свободное плавание, предварительно наобещав квартиры и золотые горы коллективу. Неопределенность относительно статуса театра — сольют ли его с Александринским или он останется Первым русским театром, каким считался до недавнего времени?
Кстати, именно на заседании в Минкультуры прозвучало, что законопроект о включении театра имени Федора Волкова в список особо ценных объектов прошел последнее согласование в Министерстве юстиции РФ. По словам замминистра культуры РФ Павла Степанова, на следующей неделе Минкульт внесет его в Правительство РФ.
И наконец, труппа приобрела нового худрука в лице Сергея Пускепалиса. Вопрос: очередного или постоянного? Который будет жить интересами театра или осуществлять руководство в формате «удаленки»? Это покажет время, ведь судить нужно по делам. Но еще один, и немаловажный, вопрос остается открытым: какого директора придаст Пускепалису Министерство культуры? В нынешних экономических условиях фигура директора не менее важна, чем художественный лидер.