— Ты сам испытал на себе все темы, над которыми хохмишь? Отсутствие в магазинах гречки, туалетной бумаги и т.п.?
— Да, конечно. Все это пропущено сквозь меня в прямом и переносном смысле. Пошел в банк за наличкой, поднимаюсь по ступенькам, а навстречу мне дама в возрасте, и как кашлянет мне прямо в лицо. А я без маски. Хорошо в соседней аптеке бактерицидный спрей оказался. И смех и слезы… Вот из такого сора…
[img
— И не попыталась рот прикрыть, как рекомендует нам не только воспитание, но и плакаты социальной рекламы?
– Пытаться-то пыталась… Но не локтем. Локтем-то она бы мне аккурат в глаз бы заехала.
— Уже родилась новая карикатура на эту сцену?
— Пока нет. Не спугни! Они вообще непонятно как вылезают.
— Какой был самая-самая — интересная, неожиданная, смешная (свой вариант) — реакция на какую-то работу из карантинной серии?
— Один человек предложил, чтобы я за деньги рисовал ему картинки для развития его собственного аккаунта. Я согласился ради прикола, но у него это не особенно выстрелило. Картинку я ему в результате подарил. Еще мои картинки стали использовать в Департаменте труда и социальной защиты Москвы. Довольно неформальный подход к антикризисному пиару, респект.
– Это радует. А какие в таких темах есть внутренние границы, чтобы не перегнуть палку, как говорится?
– Они есть, конечно, я стараюсь не делать мрачных картинок (хотя есть одна, с затмением). После того, как друзья из Италии сказали, что карикатура с Красной Шапочкой «Just from Italy» у них не вызвала особенного веселья, я избегаю шутить так, чтобы какая-то категория людей приняла сарказм на свой счет.
– Кризисные ситуации дают толчок искусству. Люди начинают как-то по-новому думать. Выходят из шаблонов. Какие твои прогнозы в этом смысле? Чувствуешь, что начинается новая эра в искусстве? Рождаются новые жанры, в частности, в карикатуре ?
– Все-таки по моему мнению, новые эпохи в искусстве начинаются с появлением новых средств выразительности, прорыва искусства к новым технологиям, и когда это объединяется с новыми идеями. Возможно мы сейчас находимся на какой-то огромной волне, которая нас несет, но мы этого не замечаем. Карикатура это старое искусство, человечество надо всем посмеялось уже не один раз. Меняется природа смешного, это да. Шутки прошлого века уже не так смешны. Юмор сегодняшнего интернета отличается от газетно-журнальной карикатуры ХХ века. В этом вызов для меня как для карикатуриста.
[i
— Ты чувствуешь, что какие-то хохмы в нынешней ситуации уже утомили и пора переключаться?
— Если что-то смешное рождается на каком-то истоптанном поле — это не беда. Оно все истоптано. Я же в карикатуре с 1977 года (в клубе карикатуристов МК), и перед мои глазами прошел не один десяток тысяч карикатур, а то и сотни. Беда карикатуры, когда художник начинает механически соединять разные дискурсы, в надежде «авось будет смешно». Или злоупотреблять «телесным низом» — а вдруг прокатит. Опять же, ничего плохого в слове «жопа» нет, но оно должно появляться неожиданно, и вызывать смех, а не недоумение.
Читайте также: Эммануил Виторган призвал мыть руки, а Чулпан Хаматова — помогать друг другу