Рeктoр ГИТИСa Григoрий Зaслaвский рaсскaзaл, чтo прoeкт «Пo дoрoгaм фрoнтoвыx тeaтрoв» возник «снизу» — сами студенты просили: «Можно мы что-нибудь сделаем ко Дню Победы?» Так и родились спектакли — сначала «Третья ракета», а потом и «Звездопад» по прозе Виктора Астафьева. Причем последний, по словам ректора, начал получаться уже на первом курсе мастерской Сергея Яшина, и экзаменом стали сцены из этой постановки.
— Для нас такой проект — невероятно ценный опыт, — говорит Заславский. — Я помню, как много лет назад пожаловался своей тетке, ей тогда было больше ста лет, что мои дети ничего не знают о Великой Отечественной. «А что ты знаешь про Русско-японскую войну?» — спросила она в ответ. «Да, собственно, два эпизода», — отвечаю. «Видишь, Великая Отечественная — не их война». Так вот, работая над этим проектом, мы поняли, что минувшая война им не безразлична. И для нас это очень важно, — подытожил ректор ГИТИСа.
В свою очередь, для режиссера «Третьей ракеты» Николая Лазарева Ясско-Кишиневская наступательная операция 1944-го, которая воплотится на сцене, не просто историческое событие. Ровно пятьдесят лет назад его отец, народный артист РСФСР Евгений Лазарев, чье детство пришлось на военные годы, поставил «Третью ракету» в театре им. Вл. Маяковского. Теперь актеры мастерской его сына расскажут историю заново и по-новому — уже от лица молодого поколения.
География проекта масштабна: спектакли будут показаны в Московской, Брянской, Белгородской, Тульской, Курской областях. Есть планы добраться и до европейских городов.