Впeрвыe зa двa мeсяцa пoслe зaпрeтa мaссoвыx мeрoприятий крупныe игрoки чaстнoгo тeaтрaльнoгo сeктoрa сoбрaлись нa eдинoм сeтeвoм пoлe – YouTube-канале ГИТИСа. Тема – самая животрепещущая. Как выжить независимым театрам в пандемию без государственных субсидий и как защитить своего зрителя от надвигающейся волны плохих антреприз.
«Вы только представьте, сколько дешевых плохих спектаклей сейчас хлынет на рынок, – говорит художественный руководитель «Независимого театрального проекта» Эльшан Мамедов. – За столько лет мы завоевали определенную репутацию. Но даже замечательные артисты играют в том, что смотреть невозможно. Потому что есть железная фраза – «У меня семья. Мне надо кормить детей». Против нее ты ничего не скажешь. В нашей области огромное количество непрофессионалов. Вчера он торговал на рынке, а сегодня занимается театром. Их очень много: и так называемых продюсеров, и таких же прокатчиков. А сейчас станет гораздо больше».
Маститый продюсер не стал ходить вокруг да около и предложил создать коллегам свой собственный цех. «Мы должны выработать принципы существования частного театра. Не для того, чтобы противопоставить себя кому-то, а чтобы обезопасить», – уточнил Мамедов. По его словам, остро встанет именно вопрос качества постановок. «Когда мы будем возвращаться, зритель станет очень избирательным. Люди, которые занимаются частным театром долгое время и пережили не один кризис, понимают, что будет происходить».
Почти все участники разговора (Сергей Патрейков, главный режиссер «Квартета И», Леонид Трушкин, основатель «Театра Антона Чехова», Ирина Григорьева, директор «Театра Антона Чехова») сошлись в одном – заработанных денег хватит до июня, а дальше придется что-то делать. Но принятые государством меры по отсрочке налогов и небольшой материальной помощи особо погоды не сделают.
А в случае с екатеринбургским театром Николая Коляды ситуация выглядит совсем плачевно.
«В день театр зарабатывал от 20 до 80 тысяч рублей. На зарплату надо примерно 1 миллион 800 тысяч рублей в месяц. У нас работает 65 человек. Из них 38 в труппе. У уборщицы зарплата 15 тысяч рублей, а у ведущих артистов примерно 30 тысяч. Для провинциального театра это нормальная сумма. Конечно, денег у меня не было. И пришлось обращаться к людям. То есть христарадничать – дайте денег пожалуйста на театр», – поделился Коляда. Несмотря на критическое положение, худрук «Коляда-театра» не падает духом и гордится тем, что ни одного человека не уволил.