Ee учaстники зa пoлтoрa мeсяцa сняли фильмы, кoтoрыe мoжнo нaзвaть IMovie. Всe oни — дaлeкиe oт кинo люди, живущиe в бритaнскoм Сeнт-Oлбaнсe, Бeрлинe, Мoсквe, Ярoслaвлe, Гaмбургe, Гaньчжoу, Вeнe, и этo иx пeрвыe oпусы.
И тут нaдo вспoмнить oпыт сaмoй Елены Демидовой, отправившейся с волонтерами в 2010 году в Рязанскую область спасать пострадавшие от пожара деревни. Взяла с собой камеру, а потом появился фильм «Леша», героиней которого стала и сама Елена. Она снимала Лешу, спасавшего старух, готовившего суп из выдры, слушавшего тетеревов, а потом переставшего выходить на связь. Этот опыт, когда автор невольно становится героем своей же картины, проявился и в работах участников мастерской. Важно только, чтобы личная история была бы интересна кому-то еще. И тут не избежать вопроса: как снимать, когда нет профессионального образования и оборудования.
Кадр из фильма «Тандем». Предоставлен Еленой Демидовой
Вероника Пит живет в Великобритании, а героями ее картины «Тандем» стали мама, сын, партнер Питер. Снимая кино, она открыла для себя новый подход к реальности. С мамой дочь общается при помощи современных средств связи по сорок минут. Они говорят про карантин, Путина, которого мама видит в телевизоре, хотя ей кажется, что это вовсе не он. Новости она смотрит без звука. 20-летний сын Вероники — студент университета и оригинально мыслящий человек. Но все они стоят на земле. Только англичанин Питер — словно с другой планеты, он погружен в алгоритмическую поэзию. Это какой-то высший уровень связи с природой и космосом. Он говорит про загадочного Хумбабу, как выясняется, компьютерную машину, творящую чудеса. Снимать Вероника не умела. Профессиональной подготовкой стал для нее просмотр кураторской программы ученика Марины Разбежкиной — режиссера и актера Дмитрия Кубасова. Как и другие участники проекта, она призналась, что о себе снимать страшно, как и о своих близких, поскольку ты в них отражаешься. У Вероники изначально никакой идеи не было, просто начала снимать пару слепых и благодаря этим людям пришла к «Тандему».
Кадр из фильма «Зеленое платье». Предоставлен Еленой Демидовой
Юлия Соловьева живет в Гамбурге, а ее мама — в Москве. Во время эпидемии в их взаимоотношениях появились новые смыслы. Мы видим на экране телефона ее маму, бодро рассказывающую о своей жизни, и Юлю, едва сдерживающую слезы. Фильм «Зеленое платье» — история разбросанной по миру семьи. Платье надевали в торжественных случаях, и теперь оно объединяет всех общими воспоминаниями. Мама, к примеру, спустя сорок лет собирается его вновь носить, оно опять в моде. А началось все с покупки зеленого японского шелка. Сама Юля надела это платье лишь однажды и прожгла. Его история стала историей не только семьи и страны, но и неким кодом советской женщины.
«Зеленое платье» сразу же получило приглашение в Екатеринбург на Международный кинофестиваль «Кинопроба». Представляющая его Лилия Немченко — она профессор, преподает в университете — поделилась опытом: «Студенты представляют СССР как страну, где все скованы одной цепью, все в сером, а тут такая индивидуальность».
Кадр из фильма «Стать Михкелем Мускаром». Предоставлен Еленой Демидовой
Фильм «Стать Михкелем Мускаром» снял Михаил Жуков, скрывающийся под псевдонимом, указанным в названии фильма. Он живет в Берлине и, сидя за столиком наконец-то ожившего после карантина кафе, признается, что случайно записался в мастерскую, как записался на онлайн-курсы питья. И теперь показал нам во всех деталях свой быт, сковороду на плите, содержимое шкафа, газовый баллон, в котором закончился газ, и это уже что-то сверх быта. Кажется, что закончилась сама жизнь, вымерли улицы Берлина. У Михаила — свои киноуниверситеты. Он посмотрел 30 фильмов на Берлинале и решил попробовать режиссуру на вкус. Елена Демидова подбодрила ученика: «Молодец, что сделал кино. Теперь ты режиссер». Но это, конечно, условно. Многие говорили: я не режиссер, скорее наблюдатель жизни. Фильмы пока хаотичны, не имеют ни конца, ни края, требуют доработки. Но опыт великолепный: камера позволила увидеть то, чего раньше многие не замечали.