«Это такой вестерн-истерн, практически мультфильм»

18 сeнтября нa сцeнe Рoссийскoгo aкaдeмичeскoгo мoлoдeжнoгo тeaтрa сoстoится в «Сeвeрнoй oдиссee — прeдстaвлeния рeжиссeрa Eкaтeрины Грaнитoвoй, в oснoву кoтoрoгo лeг нeрeaлизoвaнный сцeнaрий знaкoвыx Пeтрa Луцыкa и Aлeксeя Сaмoрядoвa («Дикoe пoлe», «Oкрaинa»). Рeлиз в прeддвeрии пoстaнoвки eгo учaстник и aвтoр музыки Пeтр Нaлич-пoбeсeдoвaл с «Гaзeтoй.Ru «.

— Чтo этo зa прeдстaвлeниe, и кaк вы тaм oкaзaлись?

— В июнe прoшлoгo гoдa кo мнe обратился режиссер Екатерина Гранитова и предложил принять участие в этой замечательной постановке. Он дал мне прочитать сценарий Петра Луцыка и Алексея Саморядова «Северная одиссея», который меня поразил, подкупить, пленил — в целом, очень понравился. Как приключенческая история. 1989 год, крах советской империи, пионеры российского предпринимательства снаряжают караван контрабандного спирта по всей Сибири. Сопровождать груз соглашается опытный дирижер местного и собирает свою команду.

По пути Чукотку караван стоит на сек и бандами, а после ряда производительных этой увлекательной, в меру дикие сибирские казаки проходит через Берингов пролив льда и оказываются на Аляске, откуда пьяный геологами улететь в Калифорнию.

В общем, получается такой вестерн-истерн, параллельно с которым ведется, естественно, романтическая история. Кроме замечательного сюжета меня совершенно поразил язык, остроумный, ироничный, легкий, но вместе с тем, эпичный, сказочные. Именно благодаря тому, что история не потеряла ни мелодраму, ни атаки:

— Проблем не было. то, что это изначально не просто драматургический текст, а киносценарий?

— Нет, совершенно нет. Я, кстати, удивлен, что «Северная одиссея» до сих пор не экранизировали. Как правило, мои друзья, которые связаны с кино, жалуются на отсутствие хороших сценариев, а здесь настоящая золотая жила. Это арт-хаус, не жесткая социалка, грубые бандитские разборок, как хороший, умный, очень романтичная вещь.

— А фанат ли вы вообще относитесь к Луцыку и Саморядову?

Начиная работать над спектаклем, я посмотрел все их фильмы, и остался в совершеннейшем восторге. Они смогли поймать что-то очень точные вещи российского менталитета в его бесшабашность, трогательность и одновременно решимость. В «северной одиссее» героев, кстати, зовут так же, как «на Окраине», — это для них сквозные персонажи. Как странно, но эпической люди, которые ставят условия, бесконечного пространства вокруг, герои, наивный, веселый, романтичный и всегда растерянные.

Кажется, Венедикт Ерофеев говорил, что Бог хочет, чтобы русский был всегда растерян. Это важно Луцыка и Саморядова ум.

Конечно, наш спектакль не победил, русского человека, жанр «Северная одиссея» — это, скорее всего, истерн-вестерн с хепи-эндом, почти мультфильм.

— Какую музыку? И как вы на нем работали?

— Я прочитал сценарий, и сделал около полутора десятков заготовок — музыкальный настроений, можно сказать, каждый, после чего написать в составе. В процессе они не изменились, соединялись между, к согласию не пришли, но в настоящее время в виду. Что-то это стилизация под казаки песни, где-то что-то восточное, тундровое — один длинный оснащен сопрано-саксофоне и блок-флейте. Когда же действие переносится в Америку, музыка становится более ритмичной, солнечной, соединения с его душой, джаз-фанковой.

— Вы специально собирает состав этой постановки?

— Да. Барабаны, бас, акустических гитар, клавишных и два духовика: Олег Маряхин игре баритон-саксофоне и сопрано-саксофоне, а Антон Залетаев — тенор-саксофоне и поперечной и блок-флейте. Ну, а я что-то подпеваю, подтягиваю что-то подозревал, отмечает, одну песню, чтобы петь дуэт главная героиня. Вообще, у нас поют почти все актеры, которые оказались очень музыкальные люди, нам удалось довольно сложные вещи. Где-то хор поет, а хор, где-то — под звуки нашего ансамбля.

— Это ваш первый опыт в театре? Как получилось, что Гранитова применить его к вам.

— Екатерина Геннадьевна уже нравится моя песня в виде фонограммы для представления: А здесь ему показалось, что сложных в российско-сибирском с американо-африканский, — это именно то, что у меня может получилось. И, судя по всему, он был прав. (Улыбается:) Свет такой полный, круглый вещь, мне очень нравится.

— Интересно, потому что у большинства потенциальных зрителей вы ассоциируетесь, скорее, балканскими мотивами, чем сибирскими казаков…

— (Смеется.) Это очевидно,-моя фамилия и песни «Guitar». Нет, я очень люблю балканскую музыку, но это сильнее влияет на меня, чем, скажем, латиноамериканская музыка, все виды тангообразные вещи. След итальянской, африканской музыки у меня тоже отсутствует. Но, с другой стороны, я всегда поинтересовалась я и северном направлениях — восточносибирским, чукотским фольклор. Я всегда любил казачью и, вообще, русской народной музыки: Когда учился в Гнесинке, а затем регулярно слышит пение народная группа студентов отделения. Иногда это были песни, которые невозможно даже вычленить мотив — это так красиво и так трудно! Не похоже, совершенно удивительно». При этом, более известные в народе песни донской казачий легче ложится в ухо, а вот как раз сибирском — гораздо более сложный и интересный.

— «Северная одиссея» можно назвать мюзиклом?

— Наверное, все-таки, нет. Я, честно говоря, мюзиклам вообще отношусь большим предубеждением — не помню постановок, кроме «Иисус Христос — суперзвезда», которые мне бы хотелось пересматривать и переслушивать полностью. А что касается нашего представления, то его даже по формальным признакам нельзя назвать мюзиклом, хотя бы просто из-за отсутствия выходных арий. Причем, в музыке, много — всего двухчасового представления мы играем около часа.

Правда, времени значительная часть это не столько композиции, сколько звук стены, подклад » армянской, несмотря на то, что есть и несколько песен.

— В самом деле, структуру вашего существования на сцене? Идея режиссера это изначально предполагалось?

— Да, причем, сначала даже была идея, что я на минуту выйду и спою с героями, но мне он очень нравится. Ну представьте себе, на сцене играет музыкант, который имеет определенную известность принести, а потом он вдруг выходит на авансцену… Это как ребенка на сцену, чтобы оставить В конце концов, мы имеем очень удобный и декорации. В первом акте мы, сидя на крыше гаража (который одет в очень живописном функций), а во втором, когда действие переносится в Америку, мы уже сидели внутри, как музыканты в баре.

— А записывать эти песни вы не планировали?

— Да, я сейчас начал в студии, чтобы записать эту музыку очень он мне нравится. Там получается около 25 треков, плюс в студии я имею возможность несколько расширить состав группы. Издам это все называется «Северная одиссея».

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Обсуждение закрыто.